Общедомовой прибор учета тепла

Содержание

Отопление — одна из самых затратных статей в квитанции по оплате коммунальных услуг. В основе расчета лежат нормативы и тарифы — показатели, установленные в соответствии с законодательством РФ органами исполнительной власти субъекта в области государственного регулирования цен. Также структура платежа может включать объемы потребления тепловой энергии в том случае, если установлен общедомовой прибор учета тепла в многоквартирном доме. Давайте узнаем, в каких случаях требуется установка, как правильно это сделать и какую выгоду получат жители.

Назначение общедомового счетчика на отопление

После того как Жилищный кодекс определил, что общее имущество многоквартирного дома является собственностью жильцов, зона их ответственности значительно расширилась. Обязанности по содержанию и обслуживанию общедомового имущества легли на плечи владельцев квартир.

Поскольку отказаться от оплаты общедомовых нужд невозможно, имеет смысл сократить расходы на отопление жилых и нежилых помещений и оплачивать лишь фактически полученное тепло.

Для измерения объема потребленной энергии устанавливается общедомовой прибор учета (ОДПУ) тепла. Оплачивая отопление в многоквартирном доме по счетчику, вы сможете контролировать энергопотребление и вести учет расходов. Это не единственная цель установки ОДПУ.

Другая цель, которую преследует управляющая компания, — стимулирование жильцов экономить тепло вне собственных квартир и бережно относиться к общему имуществу.

Если двери и окна в подъезде будут плотно закрыты, тепло сохранится, а жители получат услугу в полном объеме.

Следует сразу упомянуть, что ОДПУ сам по себе ничего не экономит. Это всего лишь прибор учета, дающий более точные данные для определения итоговой суммы оплаты за отопление, нежели нормативы.

Установка общедомового счетчика тепла — это законно

Впервые об общедомовых счетчиках заговорили еще в 2009 году, когда был издан Федеральный закон №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». В первоначальном варианте закон предписывал обязательную установку ОДПУ в многоэтажных домах до 1 января 2012 года. Позже этот срок продлевался несколько раз.

Последнее изменение срока до 1 января 2019 года и до 1 января 2021 года (для Крыма и Севастополя) было закреплено от 26.07.2017.

Таким образом, закон про общедомовые счетчики на отопление однозначно подтверждает необходимость их установки в многоквартирных домах. Исключение допускается только для ветхих, аварийных и подлежащих сносу домов, а также объектов, на которых установка счетчика технически невозможна из-за несоответствия параметров инженерной сети условиям монтажа устройства.

Процедура установки коллективного прибора учета тепла

Если централизованная система теплоснабжения располагает технической возможностью установки общедомового прибора учета тепловой энергии, он должен быть установлен.

Во вновь построенных домах приборы учета энергии устанавливаются до сдачи объекта в эксплуатацию. Это требование содержит закон об установке общедомового счетчика от 23.11.2009 в пп.7-8 статьи 11, а п.9 статьи 13 определяет зону ответственности по установке ОДПУ в домах, где он отсутствует.

Чтобы в доме появился общедомовой прибор учета, необходимо пройти несколько этапов процедуры его установки.

  1. Собрание собственников многоквартирного дома (МКД) — основание для того, чтобы была проведена установка теплосчетчиков на отопление в многоквартирном доме.
  2. Собрание может инициировать Управляющая компания. В ТСЖ, ЖСК, ЖК собрание проводится на основании заявления собственников, достаточно 10% подписей от общего числа голосов.
  3. Технические условия на установку ОДПУ, в соответствии с которыми будет производиться его проектирование и установка, выдает теплоснабжающая организация.
  4. Проект на установку и смету на проведение работ готовит проектная организация с учетом конкретного места установки и указанием модели прибора.
  5. Согласование проекта в теплоснабжающей организации, выдавшей техусловия.
  6. Приобретение утвержденного проектом ОДПУ, обязательно с поверительным клеймом.
  7. Установка ОДПУ и ввод счетчика в эксплуатацию.

Организации, ответственные за установку ОДПУ

Согласно закону №261-ФЗ, обязанность по установке коллективного прибора учета тепловой энергии возлагается на собственников квартир многоэтажного дома, которые должны осуществить данное мероприятие самостоятельно, выбрав поставщика оборудования и подрядчика для проведения работ.

Допустив, что будут существовать дома, не оснащенные ОДПУ, законодатели определили, кто должен устанавливать счетчики на тепло в таком случае. Так, если на 1 июля 2012 года в домах отсутствовал прибор учета тепла, обязанность по его установке перекладывалась на ресурсоснабжающую организацию (РСО).

Кроме того, РСО обязана подготовить предложения об оснащении многоквартирных домов приборами учета и провести соответствующие работы, что подтвержденр в письме ФАС России от 08.12.2011 № АГ/45584.

Таким образом, распространенная информация о том, что управляющая компания устанавливает счетчики на отопление, ошибочна. Задача УК заключается лишь в том, чтобы:

  • довести до сведения собственников квартир МКД необходимость установки коллективного счетчика тепла;
  • организовать собрание;
  • оформить протокол согласия.

Мероприятия по установке прибора могут проводить организации-поставщики теплоэнергии или специализированные компании, которые имеют:

  1. Квалифицированных специалистов в штате компании.
  2. Разрешение на выполнение соответствующего вида работ, выданное СРО.

Сколько стоит общедомовой счетчик на отопление

Поскольку тепловые счетчики на отопление, в соответствии с законом №261-ФЗ, являются собственностью жильцов многоквартирного дома и все затраты на их покупку и установку несут именно они, вопрос стоимости ОДПУ весьма важен. Рассмотрим, из каких статей расходов складывается сумма установки коллективного счетчика.

  1. Стоимость прибора. Цена теплового счетчика напрямую зависит от его типа и производителя. Существует несколько типов счетчиков тепла:
    • тахометрический — наиболее дешевые модели (6-10 тысяч рублей) со сроком службы от 2 до 4 лет;
    • вихревой — более дорогой вариант, средняя цена которого составляет 15 тысяч рублей;
    • электромагнитный — стоимостью 15-17 тысяч рублей;
    • ультразвуковой — в зависимости от модели цена у производителя колеблется от 15000 до 50000 рублей.
  1. Стоимость подготовки документа, содержащего технические условия системы теплоснабжения, и разработки проектной документации на оборудование узла учета.
  2. Цена дополнительного комплекта оборудования и сопутствующих материалов.
  3. Стоимость установки: монтажные, электромонтажные, а также пуско-наладочные работы.

Все затраты выливаются в довольно высокую сумму: от 150 до 300 тысяч рублей. Вот ее и предстоит оплатить жителям дома. Сделать это можно несколькими способами:

  • единовременным платежом (обязательно для юрлиц);
  • рассрочкой платежа, которая предоставляется на срок до 60 месяцев и уплачивается равными частями. Процентная ставка зависит от ставки рефинансирования, установленной ЦБ.
  • средствами фонда капремонта при условии, что эта услуга введена в список работ по капремонту общего имущества в МКД по субъекту РФ, в соответствии с ЖК РФ (ч. 2 ст. 166).

Механизм оплаты отрегулирован законом: сумма распределяется между всеми собственниками квартир в зависимости от площади жилья и сроков внесения средств.

Техобслуживание общедомовых приборов учета тепловой энергии

Техническое обслуживание счетчика предполагает поддержание его в работоспособном состоянии. Достигается это в результате проведения профилактических работ, таких как:

  • осмотр и устранение причин, влияющих на износ и поломки контрольно-измерительного узла;
  • проверка работы дополнительного оборудования;
  • эксплуатационное обслуживание и контроль метрологической точности измерений прибора учета;
  • еженедельное снятие показаний для проведения анализа и разработка рекомендаций по поддержанию необходимой температуры.

Если в ходе проверки обнаруживается неисправность, устройство демонтируют, устраняют поломку и снова устанавливают.

Сверка показаний общедомового прибора учета тепла

Для расчета ежемесячных платежей нужны точные и своевременные показания, которые снимаются с общедомового счетчика. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, ответственность за учет тепловой энергии несет исполнитель коммунальных услуг, которым может быть:

  • управляющая компания;
  • ТСЖ;
  • ЖСК;
  • ресурсоснабжающая организация.

Показания счетчика снимаются ежемесячно в период с 23 по 25 число текущего месяца. В договоре на обслуживание ОДПУ может содержаться пункт о присутствии представителя жильцов при снятии показаний.

Если такого условия нет, то по требованию потребителя исполнитель обязан в течение одного рабочего дня ознакомить его с показаниями прибора, зафиксированными в журнале учета показаний ОДПУ. Этот документ является своего рода отчетностью перед потребителями и дает ответ на вопрос, как проверить показания общедомового счетчика отопления.

Срок хранения данных — 3 года. В случаях, когда данные прибора учета передаются дистанционно в электронном виде, потребитель вправе запросить скриншот с показаниями, зафиксированными модемом.

Расчет потребления тепловой энергии по коллективному счетчику

По сравнению с нормативами установка ОДПУ обеспечивает более точный учет расхода тепловой энергии. Расчет основывается исключительно на показаниях счетчика с учетом разницы между ними на конец и начало рассчитываемого периода. Эта величина требуется для расчета суммы к оплате за отопление.

Формула расчета стоимости отопления выглядит следующим образом: P = Qобщ х S / Sобщ х Т.

Другими словами, объем тепла по счетчику (Qобщ) умножается на площадь дома (S), делится на площадь квартиры (Sобщ) и умножается на тариф (Т). (руб/Гкал), утвержденный органами местного самоуправления для каждого региона в отдельности.

Ответственность за отсутствие счетчиков

Отсутствие ОДПУ считается нарушением закона, которое грозит УК и ТСЖ штрафами, а жильцам — повышающим коэффициентом. В настоящее время эта величина составляет 1,6 к тарифу на теплоснабжение. Повышающий коэффициент не применяется для домов, где отсутствует техническая возможность установки счетчиков.

На ресурсосберегающую организацию может быть наложен штраф по нескольким основаниям:

  • несоблюдение требований о предоставлении предложений об оснащении МКД приборами учета тепловой энергии. Размер штрафа составит от 20 до 30 тысяч рублей для должностных лиц и от 100 до 150 тысяч для юридических лиц (п.6 ст.9.16 );
  • необоснованный отказ или уклонение от заключения договора по установке ОДПУ и/или его исполнения налагается штраф в размере 20-30 тысяч рублей для должностных лиц и от 50 до 100 тысяч для юрлиц (п.12 ст.9.16 КоАП РФ).

Управляющую компанию могут оштрафовать за невыполнение уведомительных мероприятий, ведь ее функция состоит в том, чтобы поощрить жильцов установить счетчик, обосновав необходимость этого мероприятия. Штраф составит от 5 до 10 тысяч рублей для должностных лиц и от 20 до 30 тысяч для юрлиц (пп. 4-5 ст.9.16 КоАП РФ).

Преимущества и недостатки общедомового счетчика

Обосновывая необходимость установки ОДПУ, УК обычно приводит следующие аргументы:

  • оплата реально потребленной теплоэнергии. Наличие счетчика позволяет точно отслеживать расход тепла и снизить затраты на теплоэнергию до 30%;
  • фиксация фактов утечки в системе теплоснабжения с целью предотвращения переплат за потери воды от центрального трубопровода до дома;
  • повышение ответственности за общую территорию. Оплачивая потери из собственного кармана, жители дома внимательнее относятся к состоянию общего имущества.

Наряду с преимуществами, счетчик тепла для многоквартирного дома имеет и недостатки, которые прежде всего касаются финансовой нагрузки на собственников квартир МКД. Все затраты, связанные с установкой и ремонтом счетчика, ложатся на плечи жильцов. Чем меньше квартир в доме, тем выше платежи.

Индивидуальные приборы учета тепла

Установка индивидуального счетчика тепла не обязательна. Он монтируется по желанию владельца квартиры, о чем сказано в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (п.3 ст.33 раздел V).

Согласно Приказу Минрегионразвития от 29.12.2011 №627, индивидуальные счетчики запрещено ставить в квартиры с вертикальной разводкой.

Кроме того, чтобы в расчетах за отопление учитывались показания квартирных счетчиков, они должны быть установлены в каждом жилом и нежилом помещении МКД наряду с общедомовым прибором учета теплоэнергии.

Итоги

Закон об энергосбережении обязывает жителей многоквартирных домов за свой счет устанавливать общие приборы учета тепловой энергии, за исключением домов, не соответствующих техническим возможностям.

В процедуре установки ОДПУ принимают участие и УК, и РСО, причем первая организует, а вторая несет ответственность за установку прибора. В случае неисполнения своих обязанностей компании будут оштрафованы, а жильцы получат квитанцию на оплату отопления с повышающим коэффициентом. Время покажет, насколько целесообразен принудительный порядок установки коллективных счетчиков, но эффект от использования ОДПУ неоспорим: расходы на отопление сокращаются до 30%.

Теплосчетчики на отопление: принцип работы и установка

Автор Василий Шушаков January 27, 2017

  • Поделиться
  • Рассказать
  • Рекоммендовать

Какое-то время назад коммунальные услуги были вполне доступными по стоимости, но теперь они могут сильно ударить по семейному бюджету. Хорошо, если останутся финансы на другие необходимые нужды. В таких случаях приходится экономить, а в некоторых ситуациях — устанавливать теплосчетчики на отопление, поскольку большая часть денег тратится именно на этот вид коммунальных услуг.

Но насколько можно сэкономить на таких приборах учета тепловой энергии? Какие бывают разновидности и можно ли провести самостоятельный монтаж или лучше доверить эту работу опытным специалистам? Попробуем разобраться в этих и некоторых других вопросах.

Вынужденная мера

Возросшая стоимость на отопление вынуждает многих владельцев квартир устанавливать счетчики тепла. И если раньше их ставили единицы потребителей за неимением надобности, то теперь желающих сэкономить становится больше. К тому же никто не может дать гарантию, что через некоторое время стоимость отопления вновь не повысится. С каждым годом она только растет. Таким образом, становится понятно, что это вынужденная мера.

Установка таких приборов, как теплосчетчики на отопление, актуальна еще и по той простой причине, что коммунальные службы формируют тарифы по утвержденным нормам, а не по факту использования. Со счетчиком же ежемесячный платеж будет рассчитываться по действующим тарифам согласно его показаниям.

Преимущества установки приборов учета тепла

Помимо того что прибор учета тепла позволяет производить оплату в соответствии со снимаемыми показаниями, он также имеет некоторые другие плюсы. К характерным преимуществам можно отнести следующее:

  • Индивидуальные системы позволяют производить регулировку поставляемого теплоносителя. Делать это можно вручную, но если имеется в наличии электронная система, то она сделает это автоматически.
  • Есть возможность контролировать тепло в доме или квартире. Особенно актуально это в весеннее время года, когда отопление работает в полную силу, а на улице уже стоит теплая погода.
  • С помощью этих приборов можно обнаружить имеющиеся проблемы с отопительной магистралью (засорение и прочие неполадки). Это приводит к повышенному расходу тепла, что сразу отразится в показаниях счетчика.

Стоит учесть, что устанавливаемые теплосчетчики на отопление в многоквартирном доме не дают возможности экономить на теплоносителе. Основное их назначение заключается в сбережении финансовых средств. То есть производить платеж именно за то количество тепла, которое потребляется. Размер этой экономии может составлять от 25 до 50%.

Разновидности устройств

Если возникло желание установить счетчики тепла, не помешает узнать, какие их разновидности существуют. Но прежде стоит уточнить, что практически любой прибор состоит из нескольких составляющих:

  • датчиков;
  • устройств по расходу, давлению и сопротивлению;
  • устройств, вычисляющих получаемое количество тепла.

Состав для каждого конкретного комплекта определяется и утверждается в индивидуальном порядке.

В остальном счетчики подразделяются на следующие виды:

  • Электромагнитные.
  • Механические (тахометрические).
  • Ультразвуковые.
  • Вихревые.

Помимо этого, исходя из области применения, счетчики могут быть домовыми (промышленными) и квартирными. Рассмотрим их подробнее, чтобы понять принцип работы.

Электромагнитный учет тепла

Принцип работы теплосчетчика на отопление многоквартирного дома основывается на явлении, которое называется электромагнитной индукцией. В конструкцию прибора входит несколько магнитов, которые создают одноименное поле, а в него попадает жидкий теплоноситель. Как известно еще со школы, вода является диэлектриком только в чистом виде, чего практически не бывает в природе. В трубах отопления течет жидкость, в составе которой присутствуют некоторые элементы из периодической системы. А значит, это уже проводник.

При прохождении теплоносителя сквозь магнитное поле происходит формирование электрического тока. Причем его значение пропорционально скорости потока жидкости. Возникающий ток по проводам поступает в вычислительное устройство. А поскольку расход воды определяется им путем измерения разницы величин тока (они обычно небольшие), такие приборы нуждаются в правильной установке.

Но помимо правильного монтажа для них важно наличие особенных условий эксплуатации. Показания окажутся неточными, если теплосчетчики на отопление в многоквартирном здании плохо подключены либо в месте соединения проводов будет возникать дополнительное сопротивление. Также на показания влияет содержание в теплоносителе включений железа.

Несмотря на эти минусы, плюсы все же присутствуют. Прежде всего, такие приборы никак не влияют на давление потока в системе отопления. А точность измерения довольно высокая, благодаря чему приборы очень популярны.

Механический (тахометрический) учет тепла

Самые простые устройства – это механические, которые выигрывают в цене у своих конкурентов. Их принцип действия понять несложно: в качестве измерителя выступает вращающийся элемент (крыльчатка или маленькая турбина).

В движение его приводит поток теплоносителя, благодаря чему и производится учет расхода воды. Большинство механических счетчиков комплектуются двумя расходомерами (на входном и выходном канале), термометрами сопротивления и тепловычислителем. При необходимости приборы оснащаются датчиками давления.

К сожалению, эти теплосчетчики на отопление в квартире не лишены некоторых недостатков. Во-первых, нужно перед прибором в обязательном порядке устанавливать фильтр. Во-вторых, происходят значительные гидравлические потери в сравнении с другими аналогами. В-третьих, механические счетчики наиболее чувствительны к качеству теплоносителя. То есть если вода жесткая, то использовать эти приборы не рекомендуется. В противном случае частички окалины, ржавчины или накипи быстро забьют фильтр или вовсе выведут из строя прибор.

Ультразвуковой учет тепла

Ультразвуковые аналоги отличаются высокой стоимостью и оригинальным принципом работы. Он основывается на измерении скорости прохождения ультразвуковой волны сквозь толщу воды в зависимости от скорости потока теплоносителя. То есть расход определяется временем, за которое сигнал проходит от излучателя к приемнику. В таких приборах важно, чтобы эти два устройства располагались строго друг напротив друга.

Несмотря на дороговизну, такие теплосчетчики на отопление в квартире пользуются немалым спросом. И все в силу характерных преимуществ – потери давления в системе отопления практически не наблюдаются или же они ничтожно малы, так как не оказывается сопротивление движению потока воды. У них высокая точность измерения, что важно.

К минусам можно отнести некоторые моменты:

  • чувствительность к качеству теплоносителя;
  • необходимость в относительно длинных участках трубопровода.

Присутствующая грязь и накипь может сильно влиять на конечные показания счетчика. Как показывает практика, такие приборы учета актуальны на объектах с трубопроводом большого диаметра (котельные, к примеру).

Вихревой учет тепла

Вихревые приборы учета тепла отличаются особенным строением. Поперек трубы расходометра находится призма, которая является препятствием на пути жидкости теплоносителя. При этом образуются вихри, количество которых напрямую зависит от скорости потока воды. Число вихрей регистрируется датчиками, расположенными чуть далее призмы. И чем быстрее поток, тем большее количество вихрей образуется. На этом основывается принцип работы теплосчетчика на отопление подобного типа.

Минусы данных приборов заключаются в наличии призмы и требовании к качеству воды. Причем из-за треугольного препятствия происходит потеря давления в системе теплоснабжения. Вероятно, по этой причине такие счетчики менее распространены, чем прочие.

Квартирные приборы учета

Такие счетчики имеют небольшой диаметр канала, который не превышает 20 мм. Диапазон измерений находится в пределах от 0,6 до 2,5 м3/ч, точность показаний очень высокая. Они могут устанавливаться в квартирах или домах, имеющих индивидуальное отопление. В устройство любого прибора включен тепловычислитель и счетчик горячей воды, которые дополняют друг друга.

Измерение производится, основываясь на расходе теплоносителя, а также на разнице температуры между входной и выходной трубами отопления. Осуществляется это следующим образом: на водяной счетчик устанавливается тепловычислитель, от которого отводятся два провода с термодатчиками. Один из датчиков устанавливается на подводящей трубе, а другой – на отводящей. В итоге прибор, собирая нужные сведения, при помощи специальных расчетов производит точное определение количества потребляемого тепла.

Домовые приборы учета

Домовые теплосчетчики на отопление обычно устанавливаются на производственных объектах или жилых зданиях с центральной системой теплоснабжения. По своему строению они похожи на квартирные приборы учета тепла. Расчет расхода теплоносителя производится по аналогичной схеме, только уже не для отдельной квартиры, а для целого дома или конкретного подъезда.

Такие счетчики, в отличие от квартирных, имеют больший диаметр канала (около 300 мм), и, соответственно, они крупнее по габаритам. Но на этом различия и оканчиваются, во всем остальном они схожи, включая и такой параметр, как диапазон измерения.

Монтаж домовых приборов имеет некоторые преимущества. Конечно, стоимость такого счетчика на порядок выше, чем индивидуального, но в данном случае расходы делятся между жильцами всего дома или подъезда, что подразумевает выгоду для каждого. Показания прибора будут рассчитываться также в зависимости от количества жильцов.

Решение установить домовые теплосчетчики на отопление обычно принимается на собрании, на котором выбирается лицо, ответственное за приобретение прибора учета и его монтаж. На него же ложатся все обязанности по сбору ежемесячной оплаты и передаче ее коммунальной службе.

Особенности монтажа

Непосредственный процесс установки не так сложен, и его можно выполнить самостоятельно. Но предварительно необходимо оформить некоторые документы, чтобы все было на законном основании. Прежде всего, нужно обратиться в обслуживающую дом компанию за получением разрешения на установку прибора учета тепла. Кроме самого заявления нужен еще ряд бумаг:

  • документы на жилплощадь;
  • техпаспорт квартиры;
  • согласие остальных жильцов (иногда оно не требуется).

Далее нужно получить ТУ (технические условия) у организации, которая поставляет тепло в здание. В документе отражены требования, необходимые для подключения прибора учета. Также в нем должны быть указаны параметры теплоносителя (температура, давление). Это поможет определиться с выбором устройства.

Приобретать теплосчетчик на отопление квартирный следует у проверенной компании, которая по первому требованию может предъявить сертификат качества. В ходе совершения покупки не стоит забывать про товарный и кассовый чек.

В дальнейшем потребуется разработка индивидуального проекта и подготовка технической документации. Для решения этого вопроса стоит привлечь ответственную компанию. Для надежности стоит поинтересоваться у ее владельца, имеется ли в наличии соответствующая лицензия. После подготовки проекта нужно согласовать весь пакет документов с компанией, снабжающей дом теплом. После этого можно произвести монтаж прибора силами той же организации, что составляла проект, или обратиться в другую. На этот вид работы у нее тоже должна быть лицензия.

После установки следует составить новый договор с теплоснабжающей службой в связи с новым тарифом. Также нужно, чтобы сотрудник управляющей компании (ЖЭК или ТСЖ) провел опломбировку теплосчетчика и подписал акт приема прибора.

Можно сэкономить время и обратиться в одну организацию за оформлением необходимого пакета документов, которая занимается подобной деятельностью. Однако это потребует существенных финансовых затрат, и если есть время, лучше подготовить все документы самостоятельно.

Самостоятельная установка

Установка теплосчетчиков на отопление в многоквартирном доме состоит из нескольких последовательных операций. Для начала нужно хорошо промыть трубопровод, чтобы удалить все засорения. И только после этого можно переходить к установке проточной части прибора. Монтируется прибор на горизонтальном или вертикальном участке трубы. При несовпадении диаметра трубы с размерами канала прибора следует воспользоваться переходниками.

Приточное устройство нужно располагать так, чтобы направление стрелки совпадало с направлением потока жидкости. Соединения должны быть плотными, чтобы выдерживать давление 1,6 МПа во избежание протечек. Для этого нужно использовать только новые прокладки и уплотнители.

При установке измерительного блока следует убедиться в отсутствии воды и давления в отопительной системе, а запорная арматура должна быть закрыта. Стоит позаботиться об установке шаровых кранов до и после счетчика. С данным элементом прибора, которая ставится в проточную часть, стоит проявить осторожность.

В завершение остается установить оба термопреобразователя. Один из них монтируется в измерительный патрон, а другой — в гильзу с использованием теплопроводящей пасты. Завершается установка теплосчетчиков на отопление пломбированием прибора и выдачей акта приемки.

Теперь можно оплачивать тепло согласно показаниям установленного прибора учета. Напоследок стоит сказать, что рациональнее поручать монтаж квалифицированным специалистам, чтобы избежать разного рода неприятных нюансов.

Установка общедомовых приборов учета на домах – сегодня не прихоть, а необходимость. Соответствующий закон действует без малого шесть лет, но снабжение приборами многоквартирных домов идет очень медленными темпами.

С начала 2015 года процесс решено было ускорить: правительство издало закон о том, что при отсутствии ОДПУ к потребителям будут применяться повышающие коэффициенты.

Что это такое?

Общедомовой прибор учета (ОДПУ) – счетчик, с помощью которого можно определить, каковы затраты воды, газа, электроэнергии, тепловой энергии.

Иногда прибор кроме основной учетной функции выполняет еще и распределительную. Устанавливается он в многоквартирном доме и учитывает потребление ресурсов жителями всего здания, а не отдельного подъезда или «стояка».

ОДПУ работают совместно с индивидуальными приборами учета, то есть, квартирными или комнатными счетчиками.

Желательно устанавливать оба вида счетчиков в домах, поскольку именно в дуэте ПУ могут показать правильность потребления, выявить погрешности, утечки, анализировать состояние системы, поддерживать оптимальный уровень температуры, давления.

Общедомовые счетчики подсчитывают, сколько жильцы дома (многоквартирного) затратили ресурсов в определенный период, как правило, месяц.

Объем услуги, например, горячей воды для отопления помещений, рассчитывается по количеству квадратных метров каждой квартиры или иного помещения.

Какие виды ОДПУ устанавливаются в многоквартирных домах?

Чаще всего общедомовые приборы учета используются для горячей и холодной воды, тепловой энергии и электричества. Монтируются они в технических помещениях, недоступных простым гражданам во избежание повреждений: в подвалах, подсобных комнатах.

На сегодняшний день приборы устанавливаются на следующие виды ресурсов:

  1. Тепловая энергия – тахометрический, вихревой, ультразвуковой, электромагнитный. Устанавливать их в России начали с 2009 году, после выхода закона о снабжении зданий приборами учета тепловой энергии. Растущие цены также стимулировали население к учету энергии именно таким способом. Коллективный счетчик может быть установлен только по решению собрания жильцов.
  2. Электричество. Бывают индивидуальными, многотарифными. Многотарифный ОДПУ – реальный способ сэкономить на электроэнергии. Принцип его работы таков: в ночное время суток тариф значительно меньше, чем в дневное время. В пиковые часы с 7 до 10 утра и с 5 до 9 вечера оплата по тарифу возрастает.
  3. Холодная и горячая вода. Учитывает объем потребленной воды в расчете на всех фактически проживающих жильцов, а не только прописанных в квартире.

Обязательно ли устанавливать?

Установка общедомовых приборов учета является обязательной в России. Вышедший в 2009 году закон №261-ФЗ обязывает жильцов многоквартирного дома устанавливать их в целях повышения энергосбережения.

Правило касается учета воды, электроэнергии и тепловой энергию.

Хотя в законе и была указана конечная дата установки – 30.06.2012, сегодня еще очень многие дома не оборудованы необходимыми приборами учета.

С начала 2015 года будет применяться новое правило — если в многоквартирном доме есть техническая возможность установить общедомовой прибор учета, а счетчик не установлен — при начислении сумм к оплате будут использоваться повышающие коэффициенты.

Эти средства в размере 10–60% от нормативов (повышающие коэффициенты) как раз и должны быть направлены на установку приборов учета.

Цель оборудования многоквартирных домов ОДПУ – повышение сбережения природных ресурсов.

Так, если в квартире прописан один человек и по ПУ воды он оплачивает только за одного жильца, а если проживает шестеро человек, получается колоссальный перерасход воды, особенно в пределах страны в целом.

Соизмерение показаний индивидуальных (квартирных) приборов учета с общедомовыми как раз и призвано «уловить» эту разницу, то есть, провести мониторинг расхода ресурсов.

Расчет тарифов за потребленные коммунальные услуги в местах общего пользования

Места общего пользования в доме – подъезд, подвал, кладовая, лестничная клетка. В коммунальной квартире – кухня, коридор, ванная. Фактически это любое место на территории дома, к которому имеют доступ все жильцы.

Общественные места освещаются и отапливаются (иногда), а плату за это обязаны вносить все жильцы дома.

В «Правилах предоставления коммунальных услуг» №307 сказано, что расчет производится по формуле:

С(общ) = П * Т – С(инд),

где:

С(общ) – плата за коммунальную услугу в местах общего пользования;
П — показания общедомового счетчика;
Т — действующий в конкретном регионе тариф на определенную услугу;
С(инд) — плата жильцов по квартирным счетчикам.

Полученная разница в киловаттах, кубических метрах и будет являться суммой к оплате всеми жильцами. Поэтому сумму делят на всех собственников жилья в многоквартирном доме.

Применяется коэффициент: объем ресурса, израсходованный на нужды дома, делится на количество ресурса, потребленного жильцами в совокупности по их квартирным счетчикам.

Коэффициент используется в начислении платежа в каждой квартире. Соответственно, чем больше тратят ресурса жильцы, тем выше будет коэффициент и оплата по ОДПУ.

Разница в тарифах при наличии или отсутствии ОДПУ

С начала 2015 года к потребителям, дома которых не оборудованы ОДПУ, будут применяться повышающие коэффициенты. Сегодня коэффициент этот равен 1,1, а уже с января 2017 года он поднимется до 1,5.

Сумма к оплате конкретным потребителем будет считаться следующим образом: «старый», ранее действующий норматив потребления ресурса будет умножен на повышающий коэффициент. Соответственно, в конце 2017 года сумма платежа увеличится на 60%.

Единственная оговорка — повышающие коэффициенты использоваться не будут в домах, в которых установка общедомовых приборов учета невозможна по техническим причинам. Это должно быть подтверждено актом обследования.

Причинами невозможности монтажа ОДПУ является аварийность дома, неподходящая инженерная сеть и так далее.

К установившим ОДПУ в соответствии с законом жильцам коэффициенты не применяются.

Алгоритм начисления платежа по отношению к ним следующий: к сумме, начисленной по показаниям квартирного счетчика, прибавляется часть суммы, рассчитанной по коллективному прибору учета, то есть, потраченной на общедомовые нужды.

Порядок проверки и замены приборов учета

Коллективные счетчики можно смело отнести к общей собственности все жильцов дома, поэтому и ответственность за их проверку и замену жильцы несут тоже коллективно.

Но не самостоятельно, а посредством управляющей компании дома. Осуществлять проверку общедомовых приборов учета может любая фирма, имеющая соответственную квалификацию, к услугам которой решит прибегнуть УК.

Обслуживание приборов учета на доме состоит из нескольких этапов:

  • осмотр ОДПУ;
  • ремонт в случае повреждения, естественного износа, выхода из строя отдельных деталей;
  • сверка показаний с реально существующими.

После проверки составляется акт. Подписывают документ две стороны: управляющая компания (выступающая от лица жильцов дома) и проверяющий ОДПУ.

В акте должны быть отражены все поломки, причины отклонения от заданных параметров, способы их устранения. Обязательно указывается, кто именно должен исправить найденные нарушения.

Ответственность за содержание коллективного прибора учета лежит на управляющей компании. Затраты на содержание ПУ УК «раскидывает» на всех жильцов дома в части ежемесячной платы.

Но, если ОДПУ оборудован автоматической системой снятия показаний, за это обязана платить компания-поставщик услуг. Такую систему устанавливает поставщик за свои средства и своими силами. Задача жильцов – не препятствовать установке.

Видео: Как пользоваться общедомовыми приборами учета?

В репортаже рассказывается, как собственникам жилья в многоквартирном доме можно ознакомиться с показаниями счетчиков ОДПУ.

Дается алгоритм расчета коммунальной платы за места общего пользования, который исходит из учета показаний индивидуальных счетчиков жильцов и снятия данных с ОДПУ.

Обязывают платить за общедомовое отопление в то время, как установлено индивидуальное отопление

Добрый вечер. В 2008 году законным способом, со всеми согласованиями установили в своей квартире многоквартирного дома индивидуальное отопление. Сегодня пришла бумага с теплосети, в которой меня обязывают платить за общедомовое тепло на ровне со всеми жильцами. При этом ссылаются на постановление 354 от 06 мая 2011г. на пункты 40, 42.1 и 43. Батареи от центрального отопления в квартире демонтированы и стоят свои батареи, нагреваемые от котла. Через квартиру проходит только труба стояка отопления, которая утеплена по правилам чтобы не было потерь тепла на мою квартиру. Как быть в данном случае? Законно ли это требование по оплате тепла, которое я не получаю?

30 Августа 2017, 21:30, вопрос №1738874 Виктор, г. Невинномысск

    плата за отопление
  • Поделиться
  • Свернуть Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Задать вопрос

    Ответы юристов (2)

    947 ответов 469 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г. Калининград Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации

    Вечер добрый! Почитайте по Вашему вопросу.

    СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
    от 27 мая 2015 г. по делу N 33-7152/2015
    Судья Балакина И.А.
    Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
    председательствующего Шурыгиной Л.Г.,
    судей Захаровой О.А.,
    Полевщиковой С.Н.,
    при секретаре Шмелевой А.С.,
    рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению председателя ТСЖ <…> К. <…> о признании незаконным представления <…> от <…>,
    по апелляционной жалобе председателя ТСЖ <…> К. <…> на решение Невьянского городского суда Свердловской области от 13.02.2015.
    Заслушав доклад судьи Полевщиковой С.Н., пояснения председателя ТСЖ <…> К. <…>, представителя К. <…> — У. <…>, поддержавших доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя <…> Р. <…>, судебная коллегия
    установила:
    Председатель ТСЖ <…> К. <…> (далее — заявитель) обратилась в Невьянский городской суд Свердловской области с заявлением, уточнив его в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ), о признании незаконным представления <…> (далее — <…>) от <…>, которым предписано осуществить перерасчет начисленной платы за отопление в местах общего пользования, осуществив жильцам возврат необоснованно собранных средств.
    В обоснование заявления указано следующее: в ТСЖ <…> входят 4 многоквартирных <…>, <…> в <…>; общая площадь жилых и нежилых помещений составляет <…> кв. м.
    В городе Невьянск сложилась практика оборудования жилых и нежилых помещений индивидуальной системой отопления с использованием газа.
    Горячая вода подается в квартиры с использованием бойлеров, установленных в подвалах каждого многоквартирного дома.
    В подвале кроме инженерных коммуникаций по отоплению, находятся инженерные коммуникации дома по водоснабжению и водоотведению, следовательно, подвал должен отапливаться.
    Поскольку Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее — Правила N 307) не регламентирует плату за отопление общедолевой собственности при оборудовании многоквартирного дома индивидуальными источниками тепловой энергии, в связи с чем, необходимо руководствоваться Гражданским кодексом Российской Федерации, согласно которому, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
    По окончании отопительного сезона 2013 — 2014 согласно Правилам N 307 по домам, оборудованным общими пунктами учета тепловой энергии произведена корректировка платы за услугу «отопление» с учетом фактически потребленной каждым домом объемом тепловой энергии.
    Для этого определена общая площадь каждого дома, потребляющая тепловую энергию: это площадь дома, в которую вошла площадь жилых/нежилых помещений и площадь подвала согласно паспорту дома.
    В площадь жилых/нежилых помещений вошли помещения с центральным отоплением и помещения с автономным газовым отоплением.
    Для предъявления услуги «отопление» по помещениям с автономным газовым отоплением было определено место общего пользования, где используется тепловая энергия, это технический подвал дома.
    Определена доля тепла, пошедшая на обогрев всей площади подвала, в том числе и на обогрев 1 кв. м подвала.
    Согласно расчету пропорционально занимаемой площади начислена плата за обогрев подвала каждому собственнику с автономным газовым отоплением в размере его доли собственности подвала.
    Исходя из положений ст. 36, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), весь фактически потребленный объем тепловой энергии, согласно показаниям общего пункта учета тепловой энергии, обязаны оплатить собственники.
    <…> возражал против доводов заявления, указав, что Правилах N 307 не предусмотрено варианта расчета платы за отопление при наличии в многоквартирном доме двух разных способов обогрева помещений (посредством централизованной системы отопления и индивидуально — установленного в отдельной квартире газового котла).
    По данному вопросу должно быть принято решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
    Однако надлежащим образом утвержденная общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме методика расчета платы за отопление отсутствует, что повлекло неправомерное начисление платы за коммунальную услугу — отопление мест общего пользования.
    Решением Невьянского городского суда Свердловской области от 13.02.2015 в удовлетворении заявления отказано.
    Не согласившись с судебным актом, заявитель обратился в Свердловский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявление удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
    Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам заявления.
    В суде апелляционной инстанции заявитель и ее представитель поддержали доводы апелляционной жалобы, дополнительно пояснив, что <…> или его заместитель в случае установления факта нарушения закона должностными лицами выносит представление об устранении нарушений закона.
    Представление подлежит немедленному исполнению, в течение месяца должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причины; о результатах должно быть сообщено <…>.
    Между тем, избранный <…> способ устранения выявленных в ходе прокурорской проверки недостатков, по существу является вмешательством в хозяйственную деятельность хозяйствующего субъекта.
    От <…> поступили письменные возражения на апелляционную жалобу заявителя, которые были поддержаны представителем Прокурора в суде апелляционной инстанции.
    В частности, в возражениях выражено несогласие с доводами заявителя, с просьбой оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, поскольку легитимного решения общего собрания собственников жилых помещений по вопросу определения платы за отопление при наличии в многоквартирном доме двух разных способов обогрева помещений, не имеется.
    В то время как примененный ТСЖ <…> расчет не предусмотрен федеральным законодательством.
    Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке гл. 39 ГПК РФ.
    Как следует из обстоятельств дела, спор между сторонами возник вследствие принятия <…> представления от <…> в отношении заявителя, в котором отражены нарушения, выявленные в ходе проверки.
    В частности, проверяющим установлено неправомерное предъявление заявителем жильцам платы за отопление мест общего пользования, поскольку действующим законодательством не предусмотрен порядок расчета размера платы за отопление мест общего пользования дома для собственников жилых помещений дома, имеющих индивидуальное отопление своих помещений.
    Поскольку надлежащим образом утвержденная общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме методика расчета платы за отопление отсутствует, заявитель, по мнению <…>, неправомерно производил начисление платы за коммунальную услугу — отопление мест общего пользования.
    С целью устранения допущенных нарушений, в адрес председателя ТСЖ <…> вынесено представление, в котором предписано осуществить перерасчет начисленной платы за отопление в местах общего пользования, осуществить жильцам возврат необоснованно собранных средств.
    Не согласившись с указанными выводами представления, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд, рассмотрев которое, суд первой инстанции не нашел правовых оснований для его удовлетворения.
    Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
    Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
    Статьей 290 ГК РФ установлено, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
    В соответствии со ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
    Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
    В соответствии со ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее — общее имущество в многоквартирном доме).
    В соответствии с положениями ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
    1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
    2) взнос на капитальный ремонт;
    3) плату за коммунальные услуги.
    Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
    Статьей 158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
    В силу ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
    Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
    КонсультантПлюс: примечание.
    В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, а не часть 3.

    Частью 3 ст. 158 ЖК РФ предусмотрено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
    Порядок начисления платы за коммунальные услуги в период до 01.09.2012 регулировался Правилами N 307.
    В период после 01.09.2012 — «Правилами оказания коммунальных услуг гражданам», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее — Правила N 354).
    Согласно Правилам N 354 коммунальные услуги представляют собой осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
    При этом исполнителем может выступать организация любой формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
    Соответственно, действовавшее до вступления в силу Правил N 354 Правила N 307 утратили силу, за исключением п.п. 15 — 28 Правил N 307 — в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, и п.п. 1 — 4 Приложения N 2 к Правилам N 307 — в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, которые утрачивают силу с 1 января 2015 г.
    Порядок начисления платы за отопление на территории Свердловской области до 01.01.2015 регулируется Правилами N 307 (Постановление Правительства Свердловской области N 990-ПП от 12.09.2012 «О применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Свердловской области в 2012 — 2014 годах»).
    Из материалов дела следует, что ТСЖ <…> образовано и действует с <…>; в ТСЖ <…> входят 4 многоквартирных <…>, <…>; общая площадь жилых и нежилых помещений составляет <…> кв. м.
    В городе Невьянске сложилась практика оборудования жилых и нежилых помещений индивидуальной системой отопления с использованием газа.
    Горячая вода подается в квартиры с использованием бойлеров, установленных в подвалах каждого многоквартирного дома.
    Из пояснений заявителя следует, что за отопительный период 2013 — 2014 собственникам помещений, использующим централизованное отопление, в течение отопительного сезона производилось начисление платы за отопление по утвержденным нормативам согласно Постановлению Правительства Свердловской области от 12.09.2012 N 990-ПП «О применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Свердловской области в 2012 — 2014 годах», применяя порядок начисления коммунальной услуги за отопление, предусмотренный Правилами N 307.
    Собственникам же помещений с автономным газовым отоплением начисление за отопление не производилось.
    По окончании отопительного сезона 2013 — 2014 согласно Правилам N 307, по домам, оборудованным общими пунктами учета тепловой энергии произведена корректировка платы за услугу «отопление» с учетом фактически потребленной каждым домом объемом тепловой энергии.
    Для этого определена общая площадь каждого дома, потребляющая тепловую энергию: это площадь дома, в которую вошла площадь жилых/нежилых помещений и площадь подвала согласно паспорту дома.
    В площадь жилых/нежилых помещений вошли помещения с центральным отоплением и помещения с автономным газовым отоплением.
    Для предъявления услуги «отопление» по помещениям с автономным газовым отоплением было определено место общего пользования, где используется тепловая энергия, это технический подвал дома.
    Определена доля тепла, пошедшая на обогрев всей площади подвала, в том числе и на обогрев 1 кв. м подвала.
    Согласно расчету пропорционально занимаемой площади начислена плата за обогрев подвала каждому собственнику с автономным газовым отоплением в размере его доли собственности подвала.
    Соглашаясь с выводами представления о том, что действующим законодательством не предусмотрен порядок расчета размера платы за отопление мест общего пользования дома для собственников жилых помещений, имеющих индивидуальное отопление своих помещений, суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующее.
    Пунктом 23 Правил N 307 установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется: для отопления — в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
    В названном подпункте установлено, что ежемесячный размер платы за отопление (руб.) в помещении, не оборудованном приборами учета, определяется по формуле 1, а в жилом или нежилом помещении многоквартирного дома, оборудованном приборами учета, определяется по формуле 7.
    Формулой 1 предусмотрен расчет платы на основании норматива потребления тепловой энергии на отопление (Гкал / кв. м).
    Формулой 7 предусмотрен расчет платы на основании среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год (Гкал / кв. м).
    Из подпункта 3 пункта 3 приложения N 2 к Правилам N 307 усматривается, что размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома один раз в год корректируется исполнителем по формуле 10.
    Согласно письму Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.05.2007 N 10087-ЮТ/07, следует, что в силу подпункта «б» п. 23 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за отопление в помещении, не оборудованном приборами учета, определяется исходя из нормативов потребления тепловой энергии на отопление.
    При этом разность размера платы за тепловую энергию, потребленную за истекший год во всех помещениях (за исключением помещений общего пользования) исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, размера платы за тепловую энергию, потребленную в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования) исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета и размера платы за тепловую энергию, потребленную в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенной исходя из норматива потребления тепловой энергии, распределяется пропорционально общей площади помещений в многоквартирном доме.
    Пунктом 19 Правил N 307 установлено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в жилых помещениях определяется в соответствии с подп. 1 и 3 п. 1 приложения N 2 к Правилам N 307, то есть на основе нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса.
    В Правилах N 307 не предусмотрено варианта расчета платы за отопление при наличии в многоквартирном доме двух разных способов обогрева помещений собственников (посредством централизованной системы отопления и индивидуально установленного в отдельной квартире газового котла) для собственника жилья, установившего в квартире автономную систему отопления.
    Аналогичного варианта расчета не предусмотрено и в Правилах N 354.
    Таким образом, в данном случае заявителю следует руководствоваться утвержденной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме методики расчета платы за отопление.
    В силу ч. 1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
    Общее собрание собственников может быть проведено в очной форме (при совместном присутствии собственников помещений в конкретном месте) или в форме заочного голосования (путем передачи в письменной форме решений собственников по поставленным на голосование вопросам).
    Заочное голосование проводится в случае, если собрание в очной форме не имело кворума (п. 1 ст. 47 ЖК РФ).
    Таким образом, из содержания п. 1 ст. 47 ЖК РФ следует, что на заочное голосование можно вынести вопросы, которые ранее были включены в повестку дня при проведении общего собрания собственником путем совместного присутствия собственников помещений, но такое собрание не имело кворума.
    То есть первоначально всегда следует созывать собрание, на котором предполагается присутствие собственников, а в случае, если явка не достигнет необходимого уровня (это более 50% общего числа голосов — п. 3 ст. 45 ЖК РФ), — выносить соответствующие вопросы на заочное голосование.
    Однако применительно к обстоятельствам настоящего дела, легитимного решения общего собрания собственников жилых помещений по указанному выше вопросу нет.
    В связи с чем, оспариваемые выводы представления являются верными.
    В силу п. 1 ст. 21 Закона Российской Федерации N 2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора является, в том числе и соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
    Согласно п. 1 ст. 24 Закона Российской Федерации N 2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
    В соответствии со ст. 22 Закона Российской Федерации N 2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» при реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в п. 1 ст. 21 указанного Закона, а также истребовать необходимые документы, материалы, статистические и иные сведения.
    Указанные требования прокурора вытекают из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (п. 1 ст. 6 Закона).
    В рассматриваемом случае действия Прокурора по проведению проверки осуществлены в целях оперативного принятия мер прокурорского реагировании.
    Оспариваемое представление содержит конкретные меры устранения нарушений закона, поэтому является исполнимым.
    Порядок исполнения представления прокурора в части привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности определяется работодателем самостоятельно, поскольку иное означает вмешательство в полномочия руководителя применять меры дисциплинарного взыскания по своему усмотрению.
    Таким образом, довод заявителя о вмешательстве в хозяйственную деятельность документально не обоснован.
    Изложенные в апелляционной жалобе доводы фактически выражают несогласие с выводами суда, однако, по существу их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
    При таких обстоятельствах, при разрешении спора, судом первой инстанции, верно, определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.
    Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
    определила:
    решение Невьянского городского суда Свердловской области от 13.02.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.
    Председательствующий
    Л.Г.ШУРЫГИНА
    Судьи
    О.А.ЗАХАРОВА
    С.Н.ПОЛЕВЩИКОВА

    30 Августа 2017, 22:49 q Отблагодарить 1 0 1840 ответов 697 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г. Пермь Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации

    Здравствуйте Виктор!

    В общедомовые нужды включаются расходы на:

    • Освещение подъезда и придомовой территории;
    • Расходы на уборку помещений;
    • Расходы на отопление подъездов и технических помещений.

    Данные расходы не касаются расходов на отопление Вашего индивидуального жилья.Если с Вас высчитывают деньги за отопление именно Вашего индивидуального жилья, то Вы это вправе опротестовать.

    30 Августа 2017, 23:10 q Отблагодарить 1 0 Все услуги юристов в Москве Гарантия лучшей цены – мы договариваемся
    с юристами в каждом городе о лучшей цене.