Боевая машина пехоты БМП-3

История создания БМП-3

    В конечном итоге она утвердила вариант с поперечным расположением двигателя, обеспечивающий лучшее размещение десанта. Такое МТО (его проектированием занимался Э.М. Панфилов) получилось самое короткое - всего 1200 мм. В варианте А.И. Никонова с продольным расположением двигателя - 1800 мм. Однако специалисты ВНИИТрансмаш были против концепции, выбранной главным конструктором. Споры продолжались. На А.А. Благонравова пытались "давить" даже на уровне Министерства оборонной промышленности, но он продолжал отстаивать свою точку зрения. Поддержку ему оказал начальник ГБТУ Ю.М. Потапов. Впоследствии правильность решения А.А. Благонравова о выборе поперечного расположения двигателя в БМП подтвердилось еще одним фактом. Такая компоновка не позволяет установку в БМП-3, поставленных на экспорт в некоторые страны, никаких других двигателей иностранного производства. Так, например, на танках французских Leclerc Tropic, состоящих на вооружении армии ОАЭ, установлен немецкий дизельный двигатель MTU-833. Для БМП-3 были попытки разработки и установки в ее силовое отделение двигателей украинского и немецкого производства - не получилось.
    Как бы там ни было, но конструкторы ВНИИТрансмаш оказали инженерам из Кургана большую помощь в создании перспективной БМП. Они учили конструкторов СКБ большому конструкторскому делу. Так, например, начальник бюро трансмиссий ВНИИТрансмаш Владимир Александрович Степанов за ночь нарисовал сложнейший и важнейший элемент трансмиссии - планетарную коробку передач. Чертеж он выполнил в масштабе 1:1 на склеенных развернутых листах обычной школьной тетради в клеточку, поскольку рисовал он от руки, да и ватмана у него не было. Первоначально планировалось в новую БМП поставить бесступенчатую трансмиссию, разработанную А.А. Благонравовым. Но она не была до конца доведена, требовалось время, поэтому решили поставить гидромеханическую 4-ступенчатую трансмиссию, планетарную коробку к которой и нарисовал В.А. Степанов. Также специалистами ВНИИТрансмаш были созданы гидротрансформатор для трансмиссии перспективной БМП-3, водометный движитель, многие элементы ходовой части, в том числе двухскатный каток вместо односкатного, который применялся в ходовой части БМП-1 и БМП-2. При разработке ходовой части машины был использован научно-технический задел, созданный в ходе совместных работ СКБ КМЗ и ВНИИтрансмаш по новому плавающему танку. Это позволило сократить сроки разработки перспективной БМП. Выбор был остановлен на ходовой части с двухскатными опорными катками с наружными бандажами, телескопическими гидроамортизаторами повышенной энергоемкости, гусеничной цепью с резинометаллическим шарниром (РМШ) параллельного типа с обрезиненной беговой дорожкой.

Фигура высшего пилотажа кобра в исполнении БМП-3. Выставка ВТТВ-2003, Омск
    6. Фигура высшего пилотажа "кобра" в исполнении БМП-3. Выставка ВТТВ-2003, Омск

    Немало проблем было и с силовой установкой. Первоначально прорабатывался вопрос по установке в новую машину дизельного двигателя 2В-06 разработки ЧТЗ. Однако на момент создания БМП-3 проект этого двигателя нуждался в серьезной переработке по сокращению габаритов и массы, не был решен вопрос и с местом серийного производства этого мотора (многие из этих проблем остались нерешенными до сих пор). На помощь пришел главный конструктор завода "Барнаултрансмаш" Борис Григорьевич Егоров - разработчик двигателя УГД-20, который установлен на БМП-1 и БМП-2. Встретившись с А.А. Благонравовым, и выслушав его требования к двигателю для перспективной БМП, Б.Г. Егоров пообещал создать такой двигатель. Тут же в здании Министерства оборонной промышленности, где состоялась эта встреча двух конструкторов, на подоконнике в коридоре они написали решение, потом распечатали его на машинке и подписали. В сжатые сроки Б.Г. Егоровым был разработан и изготовлен новый дизельный двигатель УГД-29 идеально подходивший под компоновку БМП с поперечным расположением двигателя. Несмотря на то, что это был безнаддувный двигатель, он не уступал по характеристикам двигателю 2В-06 с турбонаддувом, этот двигатель имел много противников со стороны НИИ двигателей, 46-го НИИ Министерства обороны и Военно-промышленной комиссии (ВПК), где ранее было принято решение о применении на танках и БМП только двигателей с турбонаддувом. Тем не менее, двигатель УГД-29 все же был принят для установки на новую БМП и успешно применяется до сих пор. Его противники не сдавались и заставили конструкторов СКБ КМЗ проработать вариант установки двигателя 2В-06. Эта работа была выполнена, но МТО с таким двигателем получилось длиннее и выше, надо было ставить промежуточный редуктор, возрастала масса БМП. Противникам УГД-29 пришлось согласиться, что этот двигатель лучше, чем 2В-06. Кроме того, конструкторами СКБ КМЗ совместно с коллегами из челябинского СКБ "Турбина" был разработан и создан экспериментальный образец машины с газотурбинным двигателем. Ведущим инженером проекта был А.В. Дубровских. Проведенные ходовые испытания опытной машины показали, что тяговые и скоростные характеристики такой силовой установки были значительно выше, чем с дизельным двигателем, но при этом намного возрос и расход топлива. Но самое главное - никто не гарантировал перспективы постановки такого газотурбинного двигателя на серийное производство. Много споров велось и по комплексу вооружения БМП-3. Первоначально повышение огневой мощи машины планировалось повысить за счет увеличения боекомплекта основного и вспомогательного оружия и добавления в его состав 30-мм автоматического гранатомета.

БМП-3 классик. Именно в таком виде объект 688 в сентябре 1987 г. был принят на вооружение в СССР
    7. БМП-3 "классик". Именно в таком виде "объект 688" в сентябре 1987 г. был принят на вооружение в СССР

« Назад        Далее »