Боевая машина пехоты БМП-3

Дорога в жизнь и испытания жарой

    В 1990 году в честь 45-летия Победы над фашистской Германией было принято решение провести парад на Красной площади 9 мая. Тогда на этом параде в первый и в последний раз по Красной площади прошли танки Т-64Б и прошли в первый раз БМП-3, к великому счастью это был не последний проход по Красной площади БМП-3.
    В судьбе БМП-3 парад 1990 года сыграл очень большую роль. Но о ней чуть позже. Тогда к параду подготовили 35 машин - 25 должны были идти в парадном расчете и 10 машин находиться в резерве. Многие опасались, что во время парада что-нибудь случится с какой-то из машин - например, заглохнет или сломается механизм изменения клиренса. Поэтому на БМП-3 участвующих в подготовке к параду 9 мая 1990 года велели убрать механизмы изменения клиренса, заменив их металлическими стержнями, жестко. Все равно некоторые сомневались, уповая на то, что машина "сырая", ненадежная, может подвести в самый ответственный момент. Однако, присутствовавшие во время подготовки и при проведении парада представителя "КМЗ" смогли убедить руководство Московского военного округа, в том, что все будет в норме. Была обнаружена причина, по которой парадный расчет из БМП-3 на тренировках ездил не ровно: то одна машина вырвется вперед, то другая.
    Командир батальона БМП-3 прислушался к совету заводчан, и на параде коробка машин прошла идеально. Тогда еще никто не знал, что этим проходом по Красной площади БМП-3 проложили себе дорогу в будущее и к мировой известности. Пока шла подготовка к параду в Москве, в Аравийской пустыне полным ходом шли сравнительные испытания БМП-2 и английской БМП Warrier. БМП-2 тогда себя прекрасно зарекомендовала и командующий сухопутными войсками ОАЭ генерал Аль Рьяни вылетел в Москву для переговоров о закупке партии таких машин. Но к "консенсусу" тогда не пришли, наше военное руководство наотрез отказалось ставить на БМП-2 французский тепловизонный прицел. А тут парад 9 мая, и арабские генералы увидели новую машину. Началось "прощупывание" возможности организации переговоров о проведении сравнительных испытаний и последующем приобретении (в случае успешного окончания испытаний) БМП-3. Тогда наши официальные органы наотрез отказывались вести переговоры о продаже БМП-3, аргументируя даже таким посылом, что в СССР машины типа БМП-3 не существует, и мы о ней ничего не знаем.

БМП-3 на выставке IDEX-95 в Абу-Даби. Это была единственная БМП с кондиционером в ОАЭ
    74. БМП-3 на выставке IDEX-95 в Абу-Даби. Это была единственная БМП с кондиционером в ОАЭ

    Арабы настаивали на своем, пустили в ход фотографии с парада 9 мая 1990 г. Тогда представители "Росвооружения" стали говорить о том, что машина "сырая", недоведеная. Но офицеры армии ОАЭ были настойчивы в своих требованиях, в конечном счете, переговоры о возможности покупки БМП-3 не прекратились и позже продолжились.
    В мае 1991 года Объединенные Арабские Эмираты с официальным визитом посетила военная делегация СССР. Во время ее пребывания в стране арабские военные проявили большой интерес к БМП-3 и высказали свои пожелания о проведении предварительных испытаний БМП-3 в условиях ОАЭ летом, т.е. когда стоит самая жара. Эти условия нашим специалистам уже были знакомы. Встал вопрос о срочной подготовке к проведению сравнительных испытаний БМП-3 в ОАЭ, для этого надо было подготовить и машины и экипажи, на кону стоял контракт о приобретении этих машин. Времени оставалось чуть более месяца. Решено было подготовить и отправить на испытания в Эмираты четыре БМП-3 и самых опытных специалистов от заводов в Кургане и Туле. Старшим группы был назначен Владимир Михайлович Аксентьев, бывший в ту пору заместителем главного конструктора, а руководителем по стрельбовым испытаниям стал представитель Тульского "КБП", один из авторов комплекса вооружения Сергей Березин. Главой всей делегации был назначен первый заместитель начальника ГБТУ МО СССР генерал-лейтенант Николай Журавлев. Зная об аравийских песках не понаслышке, В.М. Аксентьев предложил использовать на отправляемых машинах новую конструкцию венца ведущих колес, которые имели меньшее число зубьев и измененную конфигурацию. Это должно было обеспечить передачу на гусеницу большего крутящего момента и позволило бы не садиться машинам в песках, а также предотвратить сброс гусеницы. До отправки в ОАЭ решили предварительно проверить машины в соответствующих климатических условиях - в Туркмении. Условия почти соответствовали, жара стояла под +50 градусов Цельсия в тени. Испытания проводили по усложненной программе, учитывая уже имевшийся опыт испытаний в Эмиратах БМП-2 и то, что могут возникнуть самые неожиданные вопросы и пожелания хозяев тендера. Был выявлен ряд производственных дефектов, касавшихся вооружения и трансмиссии, которые по возвращении в Курган были сразу устранены и проведены повторные испытания, но уже на месте. Группа специалистов и четыре БМП-3 на двух Ан-124 "Руслан" отправились в ОАЭ в конце июля 1991 года. По опыту замечу, что конец июля - август в Эмиратах самая жаркая пора. Столбик термометра в это время года днем нередко в тени переползает отметку +50 градусов, а ночью редко опускается ниже +35 градусов. После прибытия в течение нескольких дней машины готовили к испытаниям. На них были заменены масла, топливо, смазки. В них в обитаемом отделении и на различные системы устанавливались температурные и вибрационные датчики.

БМП-3 вооруженных сил ОАЭ демонстрирует свои возможности на выставке IDEX-2009 в Абу-Даби
    75. БМП-3 вооруженных сил ОАЭ демонстрирует свои возможности на выставке IDEX-2009 в Абу-Даби

« Назад        Далее »