Боевая машина пехоты БМП-3

Первые шаги и испытания на зрелость

    Только высокие гости покинули пределы полигона, как под кормой машины увидели лужу масла, оно ручьем текло из заднего лючка. Позже, разобрав трансмиссию, специалисты пришли к выводу, что если бы Потапов еще немного попереключал передачи, трансмиссия бы развалилась. С гидромеханической трансмиссией в ходе заводских испытаний пришлось немало повозиться. Хлопот она доставила много, впрочем, этого и следовало ожидать, поскольку такая трансмиссия у нас была сделана и применена на боевой машине впервые. Так, например, выявилась недоработка конструкции системы смазки КПП, в результате чего горели сателлиты на осях. Недостатки устранялись в самые короткие сроки, совершенствовалась конструкция. Новые испытания и новые неполадки. Вновь доработка. Обычный процесс рождения новой машины. Изготавливались новые опытные образцы объекта 688, с учетом выявленных дефектов производилась доработка конструкции новой БМП, дорабатывались ТТТ. Заводские испытания этих машин проводились на заводском полигоне, причем в самых суровых условиях. Порой машины "катали" по трассе, когда столбик термометра падал до отметки -47 град. С. В летнее время, казалось, что пыль и песок проникает во все щели и отверстия. Большое мужество и самоотверженность проявляли испытатели и рабочие опытного цеха, которым приходилось производить отладку и сдачу образцов. В ходе испытаний "объекта 688" пришла идея сделать подпружиненную откидную подножку на корме машины при входе для десанта. Спешиваться и входить в машину стало удобнее, и намного удобнее, чем на БМП-2. Дело в том, что в БМП-2 когда садишься в нее на ходу, после того, как забрасываешь одну ногу в машину, другая остается снаружи, и получается что человека как бы растягивает за ноги в разные стороны. В БМП-3 такого не происходит. Однажды во время заводских испытаний произошел такой неприятный случай. Машину надо было испытать на плаву. Группа испытателей и конструкторов СКБ во главе с А.А. Благонравовым прибыли на испытательный водоем. Среди них были две женщины из бюро расчетов СКБ. Перед заездом в озеро они нанесли на машине ватерлинию. БМП зашла в воду и погрузившись в нее точно по ватерлинию, поплыла. И вдруг раз и затонула. Все расстроились, а главный конструктор заметил: "Женщины на корабле не к добру". Так как одним из требований к машине была возможность авиадесантирования новой БМП, то были проведены соответствующие испытания. В мировой практике до этого никто и никогда не сбрасывал с самолета без платформы с парашютами машину массой в 20 тонн. Сначала проверили прочность корпуса и всех агрегатов, их крепление, выдержат или нет. Для этого машину сбрасывали с копра высотой 10 метров на предприятии "Универсал". Машина приземлялась на специальные пенопластовые лыжи. Затем провели реальные сбросы "объекта 688" с самолета. На этих испытаниях две машины потеряли. Одна из них сгорела после приземления из-за того, что тормозные двигатели подожгли ковыль. У другой, после сброса с самолета, не раскрылись парашюты.

Преодоление неглубокого брода БМП-3 без снижения скорости
    20. Преодоление неглубокого брода БМП-3 без снижения скорости

    Первые опытные образцы "объекта 688" оснащались комплексом вооружения в состав, которого входили вынесенные за пределы боевого отделения: 30-мм автоматическая пушка 2А42, две пусковые установки ПТУР 9М113 "Конкурс" и 30-мм автоматический гранатомет АГ-17 "Пламя". Позднее, с 1982 года, на машину установил башню с комплексом вооружения в том виде, в каком он и был принят на вооружение БМП-3. Правда, тогда еще устанавливался основной прицел наводчика 1К13-1, имеющий стабилизацию поля зрения только в вертикальной плоскости. Были намечены сравнительные испытания машин с двумя различными комплексами вооружения, но потом ввиду очевидного превосходства по огневой мощи комплекса вооружения со 100-мм орудием-пусковой установкой, эти испытания проводить не стали. Одна из машин с 30-мм автоматической пушкой заняла почетное место в экспозиции музея НИИ БТВТ в Кубинке, на другую машину установили башню с новым комплексом вооружения с опытного образца "объект 688", шасси которого пришлось списать после цикла испытаний. Кроме того, в составе этого комплекса вооружения был новый стабилизатор вооружения, разработанный и изготовленный Ковровским электромеханическим заводом. На других опытных образцах до этого устанавливался стабилизатор вооружения разработки и производства челябинского завода "Электромашина". Особенностью челябинского стабилизатора было то, что он имел по два привода на горизонтальное и вертикальное наведение, обеспечивающих большую жесткость стабилизации оружия, но был менее надежен. После сравнительных испытаний было принято решение о применении в составе комплекса вооружения "объекта 688" ковровского стабилизатора. В 1984 году в Кубинку были отправлены две опытные машины "объект 688" для показа высшему военному руководству страны. Впечатление о машине у руководителей министерства обороны и командования сухопутными войсками осталось хорошее, было получено "добро" на завершение заводских и проведение государственных испытаний. Пока машины находились в Кубинке, там также провели цикл испытаний с привлечением специалистов НИИ БТВТ. Тогда же обозначился и ряд проблем. Так, например, при проведении баллистических бросков управляемых ракет по мишени-щиту, установленному на дальность 100 метров, ракеты попадали в щит плашмя. Долго не могли понять причину такого поведения ракеты на траектории полета. Потом причину нашли. Виновником кувыркания ракет на траектории был дульный компенсатор. Он представлял собой скос на конце ствола орудия, подобный тому, как был на автоматах АКМ, и предназначался для компенсации увода пушки вверх и вправо. Убрали компенсатор, и ракета полетела так, как ей положено лететь. Тогда же в Кубинке были проведены испытания на стойкость резиновых бандажей опорных катков. Машину гоняли по асфальтобетонной трассе с максимально возможной скоростью. При этом на таких трассах образуется очень сильная вибрация, которая грозит неприятностями не только ходовой части, но и многим другим системам машины. Но "объект 688" это испытание выдержал, как и сами бандажи катков. В ходе этих испытаний машина разогналась до скорости 73,4 км/час, хотя расчетная кинематическая скорость была 71,8 км/час. Это свидетельствовало о малых потерях мощности в ходовой части.

Вход в воду БМП-3 с разбега
    21. Вход в воду БМП-3 "с разбега"

« Назад        Далее »