Боевая машина пехоты БМП-2

История создания БМП-2

    Новая башня "Объекта 675" с новым комплексом вооружения стала тяжелее на 1370 кг. В связи с этим надо было решить задачу по обеспечению заданного запаса плавучести. Машины. Вариантов решения не много - два, либо увеличить водоизмещающий объем, как это, например, сделали в Челябинске, либо каким-то образом снизить массу машины.
    Удлинять корпус БМП до "семикаткового" варианта в Кургане посчитали крайне неудачным решением. Масса машины еще больше возрастала, увеличивалась длина гусеницы, а ее устойчивость в обводе уменьшалась. Увеличение длины опорной поверхности гусениц увеличивало нагрузки на механизмы поворота. К тому же это потребовало бы некоторой перестройки корпусного производства на заводе.
    Конструкторы СКБ подошли к решению проблемы обеспечения запаса плавучести комплексно. Так как машина имела некоторый запас по ширине, решили установить на нее пенозаполненные крылья, увеличивающие водоизмещение.
    Массу БМП тоже снизили. Во-первых, отказались от пулеметной башенки, располагавшейся за люком механика-водителя. Во-вторых, сэкономили еще 400 кг благодаря применению разработанной в "НИИ Стали" новой броневой стали с термомеханической обработкой. Она позволила сохранить прежние защитные свойства машины при некотором уменьшении толщины броневых листов.
    В-третьих, было освоено производство новых балансиров ходовой части машины из новой, более прочной стали. При этом масса новых балансиров была несколько снижена, а надежность ходовой части удалось увеличить. Кроме того, в ходовой части установили более прочные диски опорных катков, не увеличивая их массы. В гусеничной ленте было применено соединения пальцев соседних траков клеммного типа вместо клинового. Это также повысило надежность ходовой части и дало некоторую экономию массы.
    В общем, к концу 1975 года конструкция курганского варианта будущей БМП-2 была отработана.
    В октябре 1975 года в Кубинке состоялся показ министру обороны, члену Политбюро ЦК КПСС Маршалу Советского Союза А.А. Гречко, о котором уже шла речь выше. Тогда ему показывали волгоградский легкий плавающий танк, курганскую БМП "Объект 675" и челябинскую БМП "Объект 768". После показа обсуждался вопрос о том, какую БМП нужно иметь на вооружении: с 30-мм пушкой 2А42 или с 73-мм орудием 2А41 "Зарница". Представители ГРАУ настаивали на том, "Зарница" обладает противотанковым действием, а 2А42 нет. А.А. Гречко после этого склонялся более к машине с "Зарницей". За курганскую машину вступился министр машиностроения Бахирев, которого поддержал заместитель начальника ГБТУ генерал-лейтенант Рябов. После этого Маршал Гречко в задумчивости произнес: "Может, следует иметь и то и другое?". Этих слов министра обороны было достаточно, чтобы в ГРАУ быстро подготовили решение военно-промышленной комиссии, в соответствии с которым на КМЗ должны были разработать и изготовить опытные образцы еще опытной БМП, вооруженной орудием 2А41 "Зарница" и 12,7-мм пулеметом НСВТ "Утес". На заводе машина получила индекс "Объект 681". В 1975-1978 годах СКБ КМЗ пришлось провести полный цикл ОКР по боевому отделению с 73-мм орудием - от разработки конструкции, изготовления опытных образцов машины, их испытания до изготовления трех машин для сравнительных испытаний. Между ГБТУ и ГРАУ возникли разногласия. ГБТУ было против производства сразу двух машин. Получилось бы, что у одной роты будет одна машина, а у другой - другая. Каждую требовалось бы снабжать, обслуживать и ремонтировать по-разному. Да и для производства это оказалось бы затруднительно, и общее количество выпускаемых машин, необходимых для перевооружения, было бы меньше. Следовало решить вопрос, какую машину ставить на производство. ГРАУ было за "Зарницу", ГБТУ - за "тридцатку".

Вид на моторно-трансмиссионное отделение БМП-2 со снятыми верхними броневыми листами корпуса
    12. Вид на моторно-трансмиссионное отделение БМП-2 со снятыми верхними броневыми листами корпуса:
    1 - бортовая передача; 2 - масляный бак; 3 - расширительный бачок; 4 - маслозаправочный бачок; 5 - эжектор; 6, 7 - радиаторы; 8 - двигатель; 9 - силовая передача

    Сравнительные испытания БМП-1, "Объект 675" и "Объект 681" (по три машины) проводились в 1978 году в течение месяца в Московском военном округе на Алабинском полигоне Таманской мотострелковой дивизии.
    Перед машинами ставились одни и те же задачи. Комиссию из 21 человека возглавлял заместитель командующего Московским военным округом по боевой подготовке генерал-лейтенант Проняев. Результаты часто оспаривались, и испытания приходилось неоднократно повторять. Обсуждения результатов были очень долгими и насыщенными эмоциями. Так, видя, что 30-мм пушка побеждает, специалисты из ГРАУ стали использовать разного рода придирки. После стрельбы из 73-мм пушки "Зарница" они буквально ползали на коленях у мишеней, выискивая какие-нибудь микроскопические осколки, чтобы записать на свой счет дополнительные попадания. Выводы по результатам стрельб рождались в словесных боях, где каждая из сторон старалась чем-то "поддеть" конкурента.
    Но преимущество БМП с 30-мм пушкой с каждым днем становилось все очевидней, и тогда ГРАУ было вынуждено предложить закончить испытания. Присутствующие на них представители этого ведомства вышли с предложением поставить на производство новых БМП в объеме: 25% с 30-мм пушкой и почему-то для вооружения пограничных войск, а 75% БМП с 73-мм орудием "Зарница" - для армии. Позже был предложен вариант 50 на 50, и еще позже, под давлением объективных обстоятельств, ГРАУ согласилось, что все БМП надо делать с 30-мм пушкой.
    После завершения этих испытаний генерал Проняев устроил главному конструктору курганской машины А.А. Благонравову встречу с командующим Московским военным округом генералом армии В.Л. Говоровым. В результате полуторачасовой обстоятельной беседы командующий согласился с точкой зрения главного конструктора СКБ. Затем на совещании у министра обороны генерал армии Говоров и генерал армии Зайцев (командующий Белорусским военным округом, куда были направлены на опытную эксплуатацию несколько "Объектов 675") высказались за БМП с 30-мм автоматической пушкой.

Корпус БМП-2
    13. Корпус БМП-2:
    1 - водоотражательный щиток; 2 - ребристый лист; 3 - скоба; 4 - стопор; 5 - нижний наклонный лист; 6 - пробка отверстия для заправки маслом КП; 7 - крышка люка механика-водителя; 8 - крышка люка для доступа к двигателю; 9 - съемная крыша; 10 - колпак обратного клапана выброса воды носовым откачивающим насосом; 11 - пробка отверстия для заправки масляного бака; 12 - пробка отверстия для заправки охлаждающей жидкостью; 13 - сетки над жалюзи; 14 - сетка над заслонками эжектора; 15 - перегородка силового отделения; 16 - колпак обратного клапана выброса воды из силового отделения; 17 - рукоятка лючка для выброса газов из подогревателя; 18 - днище; 19 - кольцевой воздуховод; 20 - подбашенный лист; 21 - бортовой габаритный фонарь; 22, 50 - колпаки клапанов вытяжных вентиляторов; 23, 60 - шахты для ТНПО-170А; 24 - шахта для воздухозаборной трубы; 25, 33 - пробки отверстий для заправки топливных баков; 26 - крышка люка десантного отделения; 27 - торсион; 28 - полка крыла; 29 - кормовой габаритный фонарь; 30 - колпак обратного клапана выброса воды кормовым откачивающим насосом; 31 - дверь-бак; 32 - стоп-сигнал; 34 -защитный кожух прибора ТНПО-170А; 35 - броневая крышка амбразуры для стрельбы из автомата; 36 - сектор; 37 - буксирный крюк; 38 - стопор; 39 - проушина для крепления машины при транспортировании; 40 - отбойник; 41 - отверстие для кривошипа направляющего колеса; 42 - направляющий аппарат; 43 - направляющая очистителя; 44 - задняя часть крыла; 45 - кронштейн пружинного упора; 46 - кронштейн подвески; 47 - фланец для крепления поддерживающего катка; 48, 56 - броневые крышки амбразур для стрельбы из пулемета и автоматов; 49 - кронштейн резинового упора; 51 - поручень; 52 - средние части крыла; 53 - крышка люка для доступа к ФПТ; 54 - крышка люка десантника; 55 - колпак циклона ВЗУ; 57 - ограничитель; 58 - кронштейн крепления гидроамортизатора; 59 - отбойник гусеницы; 61 - передняя часть крыла; 62 - передний габаритный фонарь; 63 - поплавок; 64 - ограждение фары; 65 - штуцера; 66 - хомут; 67, 69 - проушины; 68 - бонка; 70 - платик

« Назад        Далее »