Боевая машина пехоты БМП-2

История создания БМП-2

    Однажды на коллегии министерства, куда в очередной раз вызвали главного конструктора, Б.Н. Яковлев не выдержал и заявил: "эта 30-мм пушка стреляет, когда хочет и куда хочет". Это заявление предопределило дальнейшую судьбу главного конструктора Яковлева. Дело в том, министр оборонной промышленности и руководитель промышленного отдела ЦК КПСС были выходцами из тульских оружейников, и их глубоко задело такое заявление. После этого в мае 1974 года на должность главного конструктора СКБ в Курган был назначен доктор технических наук, выпускник бронетанковой академии Александр Александрович Благонравов. Борис Николаевич Яковлев был назначен его заместителем.
    Еще одна проблема, связанная с новой пушкой - при стрельбе слишком высокая загазованность внутри боевого отделения. Во время показа в 1972 году опытной БМП "Объект 675" министру обороны А.А. Гречко и другим высокопоставленным военным и гражданским работникам министерств, произошло "ЧП". Для предотвращения возможных отказов экипаж БМП в составе начальника КБ-1 Л.А. Литовки и начальника бюро испытаний В.М. Аксентьева (с Владимиром Михайловичем автору этих строк довелось вместе работать в 1990-х годах в ОАЭ в составе группы специалистов по БМП-3) вели стрельбу, выключив вытяжные вентиляторы в башне. Делалось это для сохранения высокого напряжения в электросистеме машины. Отстреляли они в тот раз нормально, но в результате угорели, надышавшись пороховыми газами. После стрельб потерявших сознание Литовку и Аксентьева из башни пришлось вытаскивать и срочно передавать врачам.
    Сложность проблем характеризует и тот факт, что для их решения были подключены три отраслевых НИИ и одно НИИ Министерства обороны. По отводу звеньев 30-мм патронов специалисты СКБ обратились к авиаторам, там согласились помочь решить задачу, но обещали сделать это в течение года. Для снижения загазованности также решили использовать опыт авиаторов по дожигу пороховых газов. При испытании этого метода на БМП пламенем охватило половину боевого отделения машины, пришлось отказаться от его применения.
    Чуть ранее проблему снижения загазованности пытались решить выносом основного вооружения БМП - 30-мм автоматической пушки на крышу башни. Такую башню в Кургане сделали, машина с этой башней получила наименование "Объект 680". Но при таком расположении оружия необходимо было решить тоже немало технических проблем. В результате машина, что называется, "не пошла" и сейчас заняла почетное место в музее БТВТ в Кубинке.
    В обычной башне, где пушка находилась внутри ее, решить проблему повышением интенсивности вентиляции боевого отделения было нельзя из-за требований по защите от ОМП. Чтобы предотвратить попадание в машину радиоактивной пыли, должно сохраняться избыточное давление, создаваемое фильтровентиляционной установкой. Специалисты ВНИИТрансмаша предложили провести мероприятия по герметизации трактов подвода боеприпасов и отвода звеньев. Но инженеры СКБ КМЗ нашли более оригинальное и простое решение. Они разработали систему электродинамического торможения вытяжного вентилятора, который останавливался сразу после окончания стрельбы и не снижал противодавления. Герметизация трактов не потребовалась.

Продольный разрез БМП-2, вид с левого борта, хорошо видно уменьшение размеров десантного отделения по сравнению с БМП-1
    10. Продольный разрез БМП-2, вид с левого борта, хорошо видно уменьшение размеров десантного отделения по сравнению с БМП-1:
    1 - 30-мм пушка 2А42; 2 - люк механика-водителя; 3 - люк десантника; 4 - спаренный пулемет ПКТ; 5 - башня; 6 - прицел БПК-1-42; 7 - пусковая установка; 8 - укладка ПТУР; 9 - антенна радиостанции Р-123М; 10 - топливный бак; 11 - люк десанта; 12 - аккумуляторный отсек; 13 - кормовая дверь; 14 - опорный каток; 15 - магазин пушки 2А42; 16 - сиденье оператора; 17 - магазин ПКТ; 18 - сиденье десантника; 19 - сиденье механика-водителя; 20 - перегородка силового отделения; 21 - баллоны системы ППО

    Тем не менее, конструкция новой башни продолжала оставаться "сырой". Было принято решение изменить конструкцию подающего механизма снарядов и укладки их в боевом отделении. Ездили к авиаторам, посмотреть, как они решают вопросы питания пушек боеприпасами. В итоге приняли решение уложить 500 снарядов в лентах на полу боевого отделения радиально по окружности, направив снаряды острием к центру. Их подача к пушке осуществлялась по направляющему винтовому рукаву с одновременным разворотом на 180 градусов. Долго не получалось спроектировать этот рукав, так, чтобы не возникало задержек и заклинивания лент. Проблема в том, что он должен был быть подвижным, в зависимости от угла наклона пушки. Выход подсказал один любитель игры в карты, предложив разрезать рукав поперек на пластины (наподобие сложенной колоды карт) и соединить их между собой на подвижных шарнирах. Так была решена и эта сложная задача.
    Для решения вопроса достижения необходимой точности и кучности стрельбы пушки в 1975 году решением Министерства оборонной промышленности опытная машина "Объект 675" была возвращена на стадию НИР и направлена на полигон ЦНИИТочмаша. В течение месяца на нем работали главный конструктор А.А. Благонравов со своими испытателями, представители ЦНИИТочмаша, ВНИИТрансмаша, тульского КБП и ковровского ВНИИ "Сигнал". Раз в неделю туда приезжали руководители главков, и А. Благонравов докладывал, что сделано и что намечается сделать.
    Проблема состояла в том, что сама пушка, башня на погоне, приводы наведения и стабилизатор во время стрельбы находятся под воздействием отдачи силой в шесть т да еще с частотой 250 или 600 выстрелов в минуту. Соответственно возникают значительные колебания ствола. Решить эту проблему удалось введением существенных нелинейностей в приводы наведения и подбором соответствующих жесткостных характеристик стабилизатора, что обеспечивало возвращение ствола пушки к моменту каждого выстрела в одно и то же положение.

Рабочее место механика-водителя БМП-2
    11. Рабочее место механика-водителя БМП-2:
    1 - крыша машины; 2 - крышка люка механика-водителя; 3 - патрубок подвода воздуха из ФВУ; 4, 7, 46 - приборы ТНПО-170А механика-водителя; 5 - кнопка звукового сигнала; 6 - центральный щиток; 8 - механизм открывания люка механика-водителя; 9 - привод жалюзи и заслонок эжектора; 10 - рукоятка привода крышки люка механика-водителя; 11 - плафон подсветки центрального щитка; 12 - переключатель поворотов ППН-45; 13 - крышка люка для доступа в силовое отделение; 14 - пульт управления дорожной сигнализации ДС; 15 - рычаг переключения передач; 16 - плафон освещения; 17 - рукоятка привода стояночного тормоза; 18 - рукоятка ручного привода подачи топлива; 19 - педаль привода подачи топлива; 20 - рукоятка удаления конденсата из влагомаслоотделителя; 21 - аптечка; 22 - рукоятка крана слива воды из двигателя; 23 - кран системы питания топливом подогревателя; 24 - клапан слива охлаждающей жидкости; 25 - рукоятка крана системы питания топливом; 26, 29 - сумки шлемофонов; 27 - сиденье десантника; 28 - баллон со сжатым воздухом; 30 - вентиль баллона; 31 - сиденье механика-водителя; 32 - педаль привода управления остановочными тормозами; 33 - педаль привода управления главным фрикционом; 34 - датчик ПРХР; 35 - рукоятка крана блокированного пневмопривода; 36 - рукоятка крана выключения главного фрикциона; 37 - гирополукомпас; 38 - рукоятка крана управления водоотражательным щитком; 39 - манометр системы пневмооборудования; 40 - рычаг включения замедленной передачи; 41 - табло "ОТПУСТИ РУЧНОЙ ТОРМОЗ"; 42 - бачок воздушно-жидкостной очистки; 43 - измерительный блок ПРХР; 44 - руль; 45 - блок питания прибора ТВНЕ-1ПА; 47 - замок люка механика-водителя

« Назад        Далее »