Боевая машина пехоты БМП-2

История создания БМП-2

    3. Для улучшения проходимости клиренс машины увеличивается до 420 мм.
    4. Подрессоренность машины была улучшена за счет установки двух дополнительных гидроамортизаторов в ходовой части.
    5. Для сохранения характеристик машины на плаву крылья (грязезащитные щитки) делаются объемными, с заполнением объемов полиуретановым наполнителем.
    Перечисленные мероприятия дали увеличение веса машины на 800 кг. Взаимозаменяемость с БМП-1 сохранилась в пределах 75%.
    Предложения СКВ КМЗ были приняты и, учитывая, что это была модернизация БМП-1, решили выпускать рабочие чертежи, минуя разработку технического проекта.
    Сроки установили очень жесткие: один год на разработку чертежей и изготовление опытных образцов для проведения заводских и межведомственных испытаний. Учитывая сжатые сроки на выполнение всех работ, всю важность проводимых мероприятий, было принято решение о начале изготовления деталей и узлов будущей машины в металле по мере выпуска рабочих чертежей в СКБ. Процедура согласования чертежей с техническими службами завода была упрощена и проводилась в ходе проектировочных работ непосредственно в стенах конструкторского отдела.
    Работу по созданию новой башни с 30-мм автоматической пушкой машиностроители Кургана выполняли совместно с конструкторами оружия тульского КБП. Причем был составлен график, чтобы эту работу ввиду ее особой важности и срочности выполнить за шесть месяцев. Этот график, согласованный с ГРАУ и ГБТУ, подписал и конструктор пушки В.П. Грязев. Когда его после этого спросили: "Делал ли он когда-нибудь пушку за полгода?", он ответил, что обычно на такую работу уходило не менее пяти лет. Но Василий Петрович прекрасно понимал, что если не сделает он, то не сделает никто. И он сделал. Он взял стоявшую на вооружении шестиствольную 30-мм пушку, применяемую в авиации на истребителях-бомбардировщиках МиГ-27, которая представляла собой блок из шести 30-мм стволов, отделил один ствол из этого блока и сделал из него новую одноствольную пушку.
    Пушка 2А42 конструктивно была весьма простая и содержала ряд "изюминок". Ее затвор поршневого типа с копирным механизмом отпирания-запирания реализует принцип практически безударного досылания, что позволило обеспечить у 30-мм пушки тот же темп стрельбы, что и у 7,62-мм пулемета, при втрое большей длине патрона.
    Первоначально для пушки выбрали патрон с электрокапсюлем, который более удобен, и к тому же использовался в пушечном вооружении для авиации и флота. И хотя в сухопутных войсках предпочтение отдавалось традиционному ударному способу воспламенения, в ГРАУ сначала согласились на электрический капсюль.

Вид на БМП-2 спереди. Хорошо видны кронштейны крепления колейного минного трала КМТ-8
8. Вид на БМП-2 спереди. Хорошо видны кронштейны крепления колейного минного трала КМТ-8

    Однако вскоре военные стали выступать категорически против этого. Специалисты ГРАУ требовали, чтобы пушка работала в любых условиях, в том числе при отсутствии напряжения в бортовой сети БМП. Вариант использования в качестве "дублера" батарейку от карманного фонаря, которая способна осуществить электровоспламенение для них не проходил. Начальник отдела технического контроля ГРАУ А.А. Григорьев потребовал, чтобы пушка стреляла, когда все выйдет из строя, даже батарейка от карманного фонаря, и останется только одна мускульная сила в лице обслуживающего персонала.
    Создать автоматическую пушку с разными средствами воспламенения порохового заряда тогда не смогли. Это требование нанесло сильнейший удар по принятой системе унификации и с ней пришлось распрощаться. Потребовались серьезные переделки казенной части пушки. Способ подрыва снаряда с электрического заменялся на ударный. Изменялся темп стрельбы пушки на изменяемый - стрельба одиночными выстрелами, очередями с темпом 250 и 600 выстрелов в минуту с отсечкой по восемь выстрелов.
    Такие "вводные" ставили целью отбросить тульских конструкторов по разработке ожидаемого образца до нулевой отметки, поскольку ГРАУ заказало другой организации 73-мм орудие со стволом вдвое длиннее прежнего под новый выстрел. Впоследствии оно получило название "Зарница" и было установлено на опытную машину "Объект 768" КБ "ЧТЗ".
    Тем не менее, в Кургане конструкторы продолжили отработку вопросов по установке пушки и подвода к ней боепитания. Конструктивно справились с этой задачей довольно быстро. Изготовили в металле опытный образец башни и установили в нее пушку с механизмом подачи снарядов. Стали отрабатывать боевое отделение стрельбами и получили множество неприятных "сюрпризов", над которыми надо было серьезно работать. Поэтому специалистами ГРАУ, естественно "проталкивался" опытный образец БМП с орудием "Зарница", разработанный на "ЧТЗ".
    Стоит также еще отметить, что параллельно с работами по модернизации боевой машины пехоты, в 1973 году конструкторскому бюро предложили принять участие в конкурсном проектировании легкого плавающего танка взамен выпускаемого Волгоградским тракторным заводом танка ПТ-76. Вести одновременно разработку БМП-2 и проектирование легкого плавающего танка коллективу СКБ КМЗ было очень трудно, но с поставленными задачами они все равно справились.
    Много проблем еще оставалось с самой 30-мм пушкой. Никто в стране не имел опыта по использованию автоматической пушки в боевых машинах типа БМП. Автоматические пушки применялись только в авиации, на флоте и в зенитных самоходных установках, но там были совершенно другие условия. Разработчики "Объекта 675" не укладывались в сроки, а главного конструктора периодически "терзали" на коллегии министерства, объявляли взыскания. Но заставить "тридцатку" попадать в цель было не просто. Поначалу пушка не стреляла совсем. Тогда даже в Кургане родилась такая "черная шутка". На вопрос "Какая у пушки скорострельность?" отвечали: "600 выстрелов в минуту. Но она стреляет один раз в месяц". Позже, когда пушка все же начала стрелять, палила куда хотела. Во время стрельб, проводимых в заводском тире, она не попадала даже в "ловушку", а не то, что в пристрелочный щит.

Для сохранения запаса плавучести на БМП-2 стали по бортам устанавливать пенозаполненные крылья
9. Для сохранения запаса плавучести на БМП-2 стали по бортам устанавливать пенозаполненные крылья

« Назад        Далее »