Боевая машина пехоты БМП-2

Освоение производства. Ввод в строй. Эксплуатация

    А затем был Афганистан. Здесь машина зарекомендовала себя очень высоко и, как сейчас известно, именно война в Афганистане поставила точку в долгой истории приемки машины на вооружение. Массовое поступление БМП-2 в войска, прежде всего это были Ограниченный контингент Советских войск в Афганистане, Группа Советских войск в Германии, Белорусский и Московский округа, началось в 1982 году. И в этом же году 7 ноября БМП-2 впервые прошла на параде по Красной площади. В мае 1982 года БМП-2 получила одна из мотострелковых рот мотострелкового батальона нашего 343 гвардейского Львовского орденоносного танкового полка 14-й гвардейской Полтавской танковой дивизии. Разгружали машины только ночью, приходили они на железнодорожных платформах. На корпусах машин были надеты сколоченные из реек каркасы, на которые натягивался укрывочный брезент. Таким образом, получалось, что виднелась часть ходовой части и корпуса, который был почти такой же, как и у БМП-1, а что было сверху - рассмотреть абсолютно невозможно. Получение новых машин - событие и приятное и довольно хлопотное. Возникала масса проблем, в первую очередь, с боевой подготовкой. Роты, получившие новую технику, начали переписывать все расписания занятий. В течение трех месяцев им предстояло заниматься по другой программе и пройти курс "переучивания на новую технику". Но переписать расписание и переделать планирование - это даже и не проблема. Если с танкодромом вопрос решался просто, танкодром - он и есть танкодром там, хоть танки водить, хоть БМП-1, хоть БМП-2, хоть что угодно на гусеницах. Сложности возникли с обучением действиям при вооружении. Дальности стрельбы из 30-мм автоматической пушки БМП-2 значительно превышают дальности стрельбы из 73-мм орудия БМП-1. Упражнения учебных стрельб другие. Поэтому поначалу учебные стрельбы из БМП-2 организовывали на танковых директрисах - они более-менее отвечали по устройству и оборудованию для обучения стрельбе из БМП-2. Но танкистам-то тоже надо стрелять. Кроме БМП-2 наша дивизия в это же время получила и новые танки - Т-64Б. Роты на этих танках переучивались и тоже занимались день и ночь. В общем, в скором времени понастроили директрис и огневых городков для БМП-2, стали заниматься. Только-только экипажи БМП-2 освоили новую технику, как у нас начались плановые дивизионные тактические учения. Лето в том году было на редкость сухое для Германии, поэтому при движении на марше по лесным просекам пыль глотали просто не меряно. Так в такой пыли одну новенькую БМП-2 в нашем полку и потеряли. Одна машина встала, а другая в клубах пыли наскочила на нее. Удар пришелся в левую заднюю дверь, причем он был такой силы, что дверь в месте удара лопнула и изогнулась. На землю хлынуло топливо из бака, размещенного в двери. У машины, которая врезалась, был деформирован волноотбойник, а так все осталось на месте. Машина с разбитой дверью пошла под списание - ко всему прочему на ней заклинило башню - деформировался корпус. Самое главное, что, слава Богу, никто не пострадал.

Интерьер медицинской машины AAV. На крыше большой ящик - кондиционер
66. Интерьер медицинской машины AAV. На крыше большой ящик - кондиционер

    Надо отдать должное и офицерам и прапорщикам мотострелкам, и сержантам, и солдатам, осваивали они машины довольно быстро. Не знаю, как дело обстояло в Союзе, но в Германии тогда времени на раскачку не давали, его там просто не было. Вероятный противник там был вполне реальный. По собственному опыту эксплуатации БМП-2 могу сказать, что в вождении машина была поприятнее "единички" - она не так клевала носом, была более уравновешена. В конце ноября 1982 года наш 1-й танковый батальон 343 гвардейского танкового полка практически на месяц отправили на Хейдехофский полигон готовить матбазу для проведения показных занятий с командирами полков нашей 20-й гвардейской отдельной армии. Жили на полигоне в палатках, личный состав под руководством офицеров работал на полигоне с утра и до захода солнца. А так как солнце в конце ноября садилось рано, то практически все работы к 17 часам сворачивались. Бойцы шли спать, офицеры тоже, кто спать, кто "пулю" расписать в своей палатке. Ну а что за "пуля" без пива? До ближайшей деревни Нейхов - километра три-четыре. Пешком идти туда и обратно далековато. В наших грузовиках бензина (тогда у нас "Уралы" еще на бензине ходили) только на обратную дорогу до полка. Зато в нашем распоряжении, тут же стояли шесть танков Т-64А и Б и одна БМП-2. Зачем нам дали тогда БМП-2, никто не знал. Но вот для поездок в деревню она пригодилась. Исполняющий обязанности комбата капитан С. Дектярев обычно отправлял меня, на той самой БМП-2. Взяв механика водителя и посадив его в башню, сам сел за штурвал. В деревне я подъехал к "гасштету", из него вышли несколько человек местных завсегдатаев. Я, поправив, свой черный берет, (зима еще толком не наступила, температура воздуха ниже +5 градусов не падала), двинулся к входу. Бармен вежливо поздоровался, я тоже. Я попросил несколько бутылок пива, кое-что из еды, бутылку "витаколы" и пирожное механику-водителю и кружку пива себе. Бармен, увидев, что у меня нет никаких сумок, вежливо предложил плетеную корзинку "с возвратом" и все туда сложил. Выпив свое пиво, я двинулся к БМП, а бармен за мной.

Индийская инженерная машина AAD (amphibian armoured dozer)
67. Индийская инженерная машина AAD (amphibian armoured dozer)

« Назад        Далее »