Боевая машина пехоты БМП-2

Освоение производства. Ввод в строй. Эксплуатация

    После высокогорного этапа испытательный батальон по железной дороге был переброшен в морской порт города Баку, погрузился на железнодорожный паром "Советский Азербайджан" и отчалил в плавание по Каспийскому морю. Погода стояла отличная, безветренная, экипажи и специалисты на пароме хорошо отдохнули - после нескольких месяцев жизни в казармах и палатках, а то и просто у костра, мы попали на островок цивилизации, где были хорошая музыка, бары, ресторан и все им сопутствующее. Но все хорошее быстро кончается: рано утром на рассвете прибыли в порт города Красноводск (Туркмения). Организованно прошла разгрузка машин, и колонна двинулась вглубь пустыни Кара-Кум. Должен заметить, что все это время вместе с нами те же задачи выполняла и рота БТР-80. И кроме как по огневой мощи, БТР больше ни в чем БМП-2 не уступали. Отошли от Красноводска километров на десять, и поступила вводная: дальнейшее движение по пустыне, без дорог. И вот тут сказалось существенное преимущество гусеницы перед колесом. Буквально на первом десятке километров рота БТР рассеялась по пустыне: одни безнадежно застряли, другие перегрелись. А рота БМП тем временем благополучно шла вперед по бездорожью: правда иногда, когда маршрут проходил невдалеке от гор Копет-Даг, это бездорожье очень напоминало асфальт - абсолютно сухой ровный такыр позволял двигаться с очень высокой средней скоростью. Но и наши машины подстерегла беда. На большой скорости начали разрушаться пальцы в траках гусениц. Мы тогда проводили испытания пальцев из титанового сплава. Как выяснилось впоследствии, они имели недостаточную прочность при циклической нагрузке, а предыдущие испытания в горных условиях, где ударные нагрузки были максимальными, ресурс пальцев практически исчерпался. Здесь пришлось нам, представителям промышленности, в полную силу помогать экипажам. Гусеницы рвались одна за другой, замена каждого трака в условиях пустыни занимала от получаса до одного часа, в зависимости от сложности случая. Нас закрепили за каждой машиной. Солдаты выбились из сил, но команды уходить из пустыни не было, хотя мы постоянно находились в 5-10 км от автомагистрали Красноводск - Ашхабад. Некоторых солдат в экипажах нам пришлось подменять. Уже под вечер на подшефной мне машине ломается палец трака, меняем почти на автомате: заменили, натягиваем гусеницу, проверяем величину натяжения. Солдаты облегчено вздыхают - сейчас трогаемся, и скоро привал. Сажусь на место водителя, включаю вторую передачу и вижу, как перед машиной выкатывается тотчас порвавшаяся гусеница. Начинаем безнадежно отставать от колонны. Руководитель испытаний оставляет с нами машину сопровождения и, поразмыслив, разрешает выйти на обочину автомагистрали и по ней догнать колонну. Из последних сил заменяем трак, трогаемся в путь. Быстренько выбираемся на автостраду и с ветерком мчимся в сторону Ашхабада. Я за штурвалом, экипаж - три солдата - сверху на броне отдыхает. Командир машины изредка по внутренней связи подсказывает мне про сложности на дороге. В один из моментов он просит меня съехать чуть на обочину, потому что нас хочет обогнать большегрузный автомобиль. Поворачиваю штурвал на самую малость в сторону обочины и чувствую, что машина становится неуправляемой, движется в сторону кювета, а двигались мы по насыпи высотой около трех метров. В голове только одна мысль: "На броне трое солдат, если перевернемся, будет очень плохо!" Дальше руки и ноги все делали, как автоматы: чуть притормозил, довернул штурвал в сторону увода так, чтобы машина пошла в кювет под прямым углом, и благополучно скатились в кювет, только чуть тряхнуло. После этого минут 15 ехал рядом с дорогой по пустыне, отходил от стресса".

Индийская БМП-2 Sarath из состава индийского контингента сил ООН в одной из африканских стран. Машина построена по российской лицензии на заводе в городе Медак
63. Индийская БМП-2 Sarath (колесница победы) из состава индийского контингента сил ООН в одной из африканских стран. Машина построена по российской лицензии на заводе в городе Медак

Индийский вариант бронированной медицинской машины AAV (armoured ambulance vehicle), созданной на базе БМП-2
64. Индийский вариант бронированной медицинской машины AAV (armoured ambulance vehicle), созданной на базе БМП-2

Индийский вариант бронированной медицинской машины AAV (armoured ambulance vehicle), созданной на базе БМП-2
65. Индийский вариант бронированной медицинской машины AAV (armoured ambulance vehicle), созданной на базе БМП-2

« Назад        Далее »