Боевая машина пехоты БМП-2

Введение

    Созданная советскими конструкторами в середине 60-х годов принципиально новая боевая машина БМП (наименование БМП-1 машина получила позже), во многом изменила не только техническое оснащение Советской Армии, но и внесла ряд существенных изменений в тактику боевых действий Сухопутных войск. На Западе довольно быстро оценили советскую новинку и в срочном порядке предприняли ответные меры по созданию собственных образцов аналогичной бронетехники. Спустя почти десять лет после принятия на вооружение советской БМП сначала в Германии, а затем и во Франции создаются боевые машины пехоты "Мардер" и АМХ-10 соответственно.
    Советские конструкторы тоже находились в постоянном научно-техническом поиске. После ряда модернизаций, проведенных на БМП-1, встал вопрос о глубокой модернизации машины или создании новой БМП.
    Перечитывая литературу, где описываются события, связанные с созданием БМП-2, часто натыкался на фразы типа "комплекс вооружения БМП-1 с 73-мм гладкоствольной пушкой "Гром" был неудачным", "выбор подобного комплекса вооружения был ошибочным" и т.д. Лично я, и многие мои друзья, являющиеся в нашей стране крупнейшими экспертами в области вооружения сухопутных войск, не разделяем эту точку зрения. На момент создания БМП-1 для круга огневых задач, который должна была решать эта боевая машина, ее комплекс вооружения был практически идеален. Он обеспечивал эффективное поражение всех типов танков и БТР, имевшихся в то время на вооружении стран НАТО (М60А1, "Леопард", АМХ30, M113, HS-30 и т.д.) как из 73 мм пушки "Гром", так и ПТРК "Малютка".
    Другое дело, что со временем стали появляться новые средства ведения вооруженной борьбы, в том числе легкие, но эффективные противотанковые средства, новые танки, БТР с малокалиберными автоматическими пушками, боевые вертолеты, которые потребовали от боевых машин пехоты новых огневых возможностей. Военных перестали удовлетворять боевые качества БМП-1 и особенно эффективность ее вооружения.
    Приоритетными задачами БМП в бою стали не столько борьба с танками, сколько поражение равных себе машин, легких оборонительных сооружений, живой силы противника, расчетов тяжелого пехотного оружия (прежде всего противотанковых средств) на более удаленных, чем у БМП-1, расстояниях, а также отражение атак воздушного противника.
    Поэтому к началу 70-х годов прошлого столетия встала задача совершенствования комплекса вооружения БМП-1. В Москве в НТК ГБТУ собрали конструкторов, занимающихся разработками легких боевых машин, и определили технические требования по повышению огневой мощи БМП. Перед разговором им показали опытный образец БМП-1, модернизированный в Чехословакии. В этой машине заменили 73-мм орудие "Гром" 30-мм нарезной полуавтоматической пушкой с ручным кассетным заряжанием. Размещение наводчика в башне было неудобное. Заряжание пушки производилось кассетой с 16 снарядами, но сделать это было не просто, кассета устанавливалась тяжело.

БМП-2 на постаменте перед зданием заводоуправления ОАО Курганмашзавод
    2. БМП-2 на постаменте перед зданием заводоуправления ОАО "Курганмашзавод"

    Изготовление в Чехословакии этого образца было выполнено с согласия военных обеих стран после боевого применения БМП-1 в войне на Ближнем Востоке и в конфликте с китайцами на острове Даманском. Пушка БМП-1 оказалась малоэффективна против живой силы противника и его бронетехники.
    После демонстрации чехословацкого образца конструкторов отвезли в Кубинку, где им показали стрельбы боевыми снарядами из БМП-1 по танку Т-55. Стрельба велась с дистанции 800 метров. Из пушки БМП-1 по танку было произведено 50 выстрелов. 17 снарядов попали в цель, остальные были снесены ветром и прошли мимо. После окончания стрельб водитель танка Т-55 залез в машину, завел ее и уехал. Эти испытания со всей очевидностью показали, что пушка, установленная на БМП-1, не годится. Более того, машина не имела средств защиты от нападения с воздуха и сама не могла поражать воздушные цели.
    Противотанковые возможности вооружения БМП-1 к тому времени уже не соответствовали требованиям, поскольку уровень защищенности основных боевых танков нового поколения стал значительно выше, а эффективная дальность стрельбы ПТРК "Малютка" была слишком мала. Командир машины должен был получить равные с наводчиком-оператором возможности наблюдения и управления оружием.
    Так в начале 70-х годов, в СССР, была объявлена конкурсная ОКР "Бокс", которая стала началом создания БМП-2. В конкурсе приняли участие два конструкторских бюро - СКБ ЧТЗ, где создавалась первая в мире БМП, и СКБ "Курганмашзавода".

« Назад        Далее »