Боевая машина пехоты БМП-2

История создания БМП-2

    БМП должны были расстрелять по боекомплекту: из 30-мм пушки - 500 выстрелов, из них 340 с осколочно-фугасным и осколочно-трассирующим снарядами, а из 73-мм пушки сорок с кумулятивной гранатой. Программой испытаний предусматривалось на три выстрела 73-мм системы три очереди по восемь выстрелов из "тридцатки".
    Первой стреляла БМП с 73-мм орудием "Зарница", стрельба которой была на редкость неудачной. Первый выстрел - недолет, попадание в землю перед машиной и рикошет вверх. Второй выстрел снова промах - граната прошла чуть-чуть впереди танка. Третий выстрел - граната попала в нижний край бортового экрана. Кумулятивная струя, пробив его, ушла в землю под днищем танка, не зайдя внутрь боевого отделения. Попадание было, а результата от него никакого. Обрадованные танкисты после команды покинули укрытие, залезли в танк, завели двигатель, и Т-72 умчался на большой скорости, поднимая за собой клубы пыли.
    БМП с 30-мм пушкой стреляла по другому танку. Первой же очередью сорвало на землю зенитный пулемет. Вторая очередь угодила в наружный топливный бак, который ярко вспыхнул. Третьей очередью было подожжено топливо дополнительной бочки, которое разлилось по крыше моторно-трансмиссионного отделения танка, и пламя охватило его весь. В результате этого возгорания прогорели резиновые уплотнения вокруг башни, пламя проникло внутрь моторного отделения и охватило двигатель. Танк потушили, но завести его уже не было никакой возможности. Тогда появился танковый тягач, который подцепил и эвакуировал расстрелянный танк в парк.
    Первые десять предсерийных БМП с 30-мм пушкой на КМЗ изготовили в 1977 году.
    В 1980 году на территории СКВО и ТуркВО были проведены первые войсковые испытания десяти машин "Объект 675", будущих БМП-2. Они продолжались в течение 6 месяцев. Рота новых БМП следовала по маршруту Волгоградская область - Орджоникидзе - Ленинакан - Баку - паромом до Красноводска - Чарджоу - Красногвардейский (между Алма-Атой и Фрунзе) - до озера Иссык-Куль - Красногвардейский. Машины прошли тысячи километров по степной, горной и пустынной местностям со стрельбами на выделяемых на маршруте полигонах. Исследовались максимальные возможности машин. Представительная комиссия во главе с заместителем командующего Северо-Кавказского военного округа, с представителями военных и научно-исследовательских институтов, заказчика, КБ разработчиков и заводов-изготовителей машины и комплектующих определяла сильные и слабые стороны техники, ее надежность в различных условиях эксплуатации. Важно было правильно классифицировать возникающие отказы и неисправности, чтобы были приняты адекватные меры по устранению их в конструкции, технологии. Ни один дефект или замечание во время испытаний не оставались без внимания. Несмотря на хорошие результаты, показанные на испытаниях, все же принятие на вооружение и в серийное производство "Объекта 675" задерживалось. Но на Курганмашзаводе, тем не менее, стали постепенно переходить с БМП-1 на новую машину, несколько лет выпуская их параллельно в разных количествах.

Блок управления БУ-25-2С в боевом отделении БМП-2
    17. Блок управления БУ-25-2С в боевом отделении БМП-2

    Позднее еще дважды - в 1982 году в Средней Азии, в 1983 году в СибВО роты БМП-2 проходили аналогичные войсковые испытания. Улучшали машину оперативно. После обнаружения комиссией какого-то дефекта представители КБ заводов сообщали об этом на предприятия, где немедленно разрабатывались соответствующие меры, срочно внедрялись изменения - в это время полным ходом шло серийное производство машины. Военным новая БМП понравилась, но в Минобороны решение о ее принятии на вооружение постоянно откладывалось, и так до 1980 года. Точку в окончательном решении относительно приема на вооружение "Объекта 675" с 30-мм автоматической пушкой поставила война в Афганистане. Прибывшая туда в 1980 году опытная партия из 20 машин, показала в бою неоспоримое преимущество перед БМП-1. В феврале 1981 года в Демократическую Республику Афганистан, где уже второй год шла война, под руководством председателя научно-технического комитета Главного бронетанкового управления генерал-майора В.П. Дикого, прибыла группа главных конструкторов предприятий Министерства оборонной промышленности СССР. Задача поездки - выявить недостатки советской бронетанковой техники, проявившиеся в ходе боевых действий, для срочного их устранения. Это сегодня многие стали понимать, что личный состав Ограниченного контингента советских войск тогда противостоял не только афганским моджахедам, но и зарождавшемуся в то время организованному международному терроризму, показавшему свою зловещую суть намного позже. Прибывшие в Афганистан конструкторы с болью смотрели на разбитые, сожженные остовы "бээмпэшек" и "бэтеров", громоздившиеся на сборных пунктах поврежденных машин. В конце этой командировки в Афганистан в оборудованной под зал палатке конструкторы встретились с командирами частей для обмена мнениями. В своих выступлениях военные откровенно высказывались о качестве отечественной бронетехники, и кое-кому из гостей пришлось несладко. И вдруг один из офицеров, сидящих в зале, спросил: "У нас есть новая БМП с "тридцаткой". Кто ее сделал?"

Приборный щиток механика-водителя и штурвал управления
    18. Приборный щиток механика-водителя и штурвал управления

« Назад        Далее »